Точка в дискуссии о силе кодекса против декрета и мониторинг трудоустройства дискредитировавших себя работников
Декретом Президента от 09.04.2020 № 1 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 1) отменена норма о предупреждении работников об изменении существенных условий труда не позднее, чем за 7 календарных дней и введен мониторинг трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.
Декретом № 1 внесены изменения в два декрета Президента:
- от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5);
- от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Декретом № 1 также признан утратившим силу Декрет Президента от 27.03.1997 № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики».
Изменение существенных условий труда и заключение контрактов
В соответствии с Декретом № 1 исключена норма подп. 3.2 п. 3 Декрета № 5, регламентирующая обязанность нанимателя предупреждать работника об изменении существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами не позднее, чем за 7 календарных дней.
Из Декрета № 29 исключены нормы, регулирующие порядок и условия заключения и прекращения контрактов нанимателями с работниками (п. 1), содержание и условия контракта (п. 2), сроки и периодичность выплаты заработной платы и среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (ч. 1 – 4 п. 4), а также норма о об обязанности госорганов, госорганизаций информировать не реже 1 раза в полугодие вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин (абз. 3 п. 7).
Приведенные нормы, подлежащие исключению из Декрета № 29, престают действовать после официального опубликования Декрета № 1 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 28.01.2020.
Таким образом завершена работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с Законом от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов», которым была предусмотрена корректировка Трудового кодекса (вступил в силу 28.01.2020).
Нормы Декрета № 29, касающиеся регулирования контрактной формы найма, исключены в связи с корректировкой ТК, в результате которой в кодексе появилась глава 18¹ «Особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты».
Указанная глава ТК определила:
– заключение контракта;
– содержание и условия контракта;
– срок действия контракта, его продление, заключение нового контракта, прекращение контракта в связи с истечением срока его действия;
– случаи, когда трудовые отношения продолжаются на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок;
– гарантии при заключении, продлении срока действия и прекращении контракта для отдельных категорий работников.
С учетом изложенного с 28 января 2020 г. регулирование контрактной формы найма осуществляется на основании главы 18¹ ТК.
Мониторинг трудоустройства уволенных по дискредитирующим обстоятельствам
Декрет № 5 дополнен нормами, обязывающими Администрацию Президента, Совмин, облисполкомы и Мингорисполком, райисполкомы, горисполкомы (городов областного подчинения), местные администрации районов в городах осуществлять мониторинг трудоустройства лиц, освобожденных по дискредитирующим обстоятельствам от должностей, включенных в кадровые реестры, указанные в ч. 1 п. 8 Декрета № 5, в течение 5 лет после такого увольнения.
Справочно: дискредитирующие обстоятельства увольнения перечислены в п. 6 Декрета № 5. В частности, к ним относятся:
– неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;
– однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей:
- прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
- нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;
- иное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с Декретом № 5 и иными законодательными актами;
– совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
– совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
– разглашение коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ и другие.
Указанные государственные органы вправе запрашивать от госорганов, иных организаций независимо от формы собственности сведения, необходимые для осуществления мониторинга трудоустройства лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые представляются на безвозмездной основе в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Приведенная норма Декрета № 1 вступила в силу 12 апреля 2020 г.