Типичные ошибки, которые допускают организаторы рекламных игр при их регистрации

Рекламные игры, проводимые на территории Беларуси, подлежат государственной регистрации в МАРТ. В целях уменьшения количества отказов в регистрации министерство назвало типичные ошибки, допускаемые организаторами рекламных игр при подготовке документов.
Напомним, что основными нормативными правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности, являются Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон) и Положение о проведении рекламных игр, утв. Указом Президента от 30.01.2003 № 51 (далее – Положение № 51).
На какие ошибки следует обратить внимание?
Наименование рекламной игры
Недопустимо указывать в Правилах проведения рекламной игры (далее – Правила) два разных ее наименования.
Также запрещается использовать в наименовании слова «рекламная акция», «подарок», «получи», «дарит» и т.п. При употреблении указанных слов реклама игры приобретает признаки недобросовестной рекламы, так как:
• рекламная игра не является рекламной акцией;
• при проведении рекламной игры победители получают призы;
• для участия в ней необходимо приобрести стимулируемые к реализации товары (работы, услуги), в то время как согласно гражданскому законодательству дарение подразумевает безвозмездную передачу;
• призы в рекламной игре получают не все ее участники, а только те, которые определяются путем розыгрыша (т.е. призы вручат не всем участникам игры).
В соответствии со ст. 2 Закона недобросовестная реклама и реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу п. 5 ст. 26 Закона не допускается.
Территория проведения
Так, в Правила необходимо включить достоверную информацию о месте, где можно приобрести товары, продажа которых стимулируется рекламной игрой.
Если товар можно приобрести только в одном конкретном торговом объекте, то в качестве территории проведения рекламной игры следует указывать наименование этого объекта и его адрес. Назвать только город, где будет проходить мероприятие, в данном случае недопустимо.
Для товара, который можно купить в любом торговом объекте сети, в качестве территории проведения рекламной игры следует указывать, например, «магазины торговой сети «А» на территории Беларуси».
Республика Беларусь может быть указана в качестве территории проведения рекламной игры только в случае, если товар можно приобрети в любом торговом объекте РБ.
Сроки проведения
При определении даты начала рекламной игры следует учитывать, что к этому сроку уже должны быть разработаны и утверждены Правила ее проведения. Рекламная игра до ее начала должна быть зарегистрирована в МАРТ, а Правила опубликованы в СМИ.
При определении даты ее окончания следует помнить, что в срок проведения рекламной игры включается не только период, в течение которого, например, приобретается определенный товар (услуга), но и периоды розыгрыша призового фонда, опубликования результатов ее проведения, вручения выигрышей.
Например, если призы выдаются до 14.10.2020, а результаты публикуются до 01.10.2020, то сроком окончания рекламной игры будет 14.10.2020.
Также организаторы допускают ошибку, когда включают в состав комиссии по проведению рекламной игры только своих работников, в то время как в соответствии с требованиями ч. 1 п. 8 Положения № 51 хотя бы один член комиссии не должен состоять в трудовых отношениях с организатором игры.
Наименование товаров (работ, услуг) или их групп
Следует правильно указывать наименование товаров (работ, услуг) или их групп, для стимулирования реализации которых проводится рекламная игра.
Если в Правилах указано, что для участия в рекламной игре необходимо приобрести не только конкретный товар, но и любые товары на определенную сумму в торговом объекте, то понятно, что покупатель должен выполнить оба условия.
В таком случае в Правилах следует указать, что она проводится в целях стимулирования реализации товаров в торговом объекте, а также перечислить наименования конкретных игровых товаров, которые необходимо приобрести. Указание неполной информации о товарах является основанием для отказа в регистрации рекламной игры.
Также в Правилах следует предусмотреть получение согласия физлиц для участия в рекламной игре. Некоторые организаторы такой момент упускают.
***
Ранее МАРТ обратил внимание на ошибки, которые допускают организаторы при подаче документов для госрегистрации рекламной игры.
Например, МАРТ отказывает в принятии заявления о госрегистрации, если нет документа, подтверждающего формирование призового фонда игры.
Должны быть представлены выписка из банка о наличии денежных средств на специальном счете организатора и (или) накладные о получении организатором товаров и платежные документы об их оплате. Если призовой фонд представлен товарами собственного производства, имеющими ограниченный срок годности, то его формирование подтверждается выпиской из банка о наличии денежных средств на производство таких товаров на специальном счете организатора рекламной игры. Подтвердить формирование призового фонда может заверенная организатором копия договора, заключенного с исполнителем работ и (или) услуг, определенных в составе призового фонда, и платежные документы об их оплате.
Иной пакет документов представляется при подтверждении формирования призового фонда рекламной игры заинтересованным лицом (это организация или физическое лицо, которые не являются организатором рекламной игры, но участвуют в формировании ее призового фонда). Если призовой фонд составляют денежные средства, то должны быть представлены платежные документы об их перечислении заинтересованным лицом организатору рекламной игры и выписка из банка о наличии денег на специальном счете организатора. Если заинтересованное лицо передает в призовой фонд товары, то представляются накладные о получении товаров либо накладные и платежные документы об их оплате. Возможен вариант, когда заинтересованное лицо перечисляет организатору деньги на оплату товаров, входящих в состав призового фонда рекламной игры. Тогда следует предъявить платежные документы о перечислении этих средств.
Если в состав призового фонда входят работы и услуги, то подтвердить факт его формирования можно договором и платежными документами об оплате работ и услуг либо выпиской из банка о наличии денег на специальном счете организатора, платежными документами о перечислении заинтересованным лицом денежных средств организатору рекламной игры. Возможно, заинтересованное лицо само оказывает работы и услуги, входящие в состав призового фонда. Тогда представляются документы, что оно само выполнит эти работы или окажет услуги.
Следует не забыть и об оригинале документа, подтверждающего уплату госпошлины в размере 5 базовых величин.
Также МАРТ обращает внимание, что не стоит смешивать понятия организатора рекламной игры и заинтересованного лица. Ими не может быть один и тот же субъект хозяйствования.