Типичные нарушения по бухгалтерскому учету основных средств
В бухгалтерском учете основных средств организации нередко допускают ошибки. Рассмотрим некоторые из них.
Поступление основных средств
Пример 1. Торговая организация в 2018 году приобретает активы (павильоны из металлоконструкций), которые согласно учетной политике отражает на сч. 10 «Материалы» в составе инвентаря и хозяйственных принадлежностей с последующим списанием на расходы в размере 100% при вводе их в эксплуатацию.
Организация данные активы отражает с нарушением законодательства.
Согласно ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), организацией в качестве основных средств (ОС) принимаются к бухучету активы, имеющие материально-вещест- венную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;
– организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается отчуждения активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
При этом Инструкция № 26 не применяется в отношении запасов (абз. 2 п. 3 Инструкции № 26).
Методологические основы и порядок формирования в бухучете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), принявших решение о ведении бухучета, определяет Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
При этом Инструкция № 133 не применяется в т.ч. в отношении в инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки и приспособлений, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам (абз. 7 п. 4 Инструкции № 133).
Таким образом, исходя из норм Инструкций № 26 и № 133, в соответствии с учетной политикой организации могут быть отнесены к запасам либо к ОС только инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления. Такие ОС, как здания, сооружения, устройства передаточные, машины и оборудование, средства транспортные не могут быть отнесены согласно учетной политике к запасам (отдельным предметам в составе средств в обороте), их следует относить к основным средствам при выполнении условий признания, предусмотренных ч. 1 п. 4 Инструкции № 26.
При классификации непосредственно ОС необходимо руководствоваться Нормативными сроками службы основных средств (приложение к постановлению Минэкономики от 30.09.2011 № 161). Согласно данному нормативному правовому акту павильоны из металлоконструкций относятся к зданиям (шифр 10011).
Следовательно, организация неверно отнесла рассматриваемые активы в состав запасов, их следовало отнести к основным средствам.
В месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета организации следует отразить:
Д-т сч. 10 «Материалы» – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. – методом «красное сторно» на стоимость активов, ошибочно отнесенных к отдельным предметам в составе средств в обороте;
Д-т сч. 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т сч. 10 – методом «красное сторно» на сумму списания на расходы стоимости этих предметов;
Д-т сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» – К-т сч. 60 и др., и
Д-т сч. 01 «Основные средства» – К-т сч. 08 – активы зачислены в состав ОС;
Д-т сч. 44 и др.– К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация за период эксплуатации активов в установленном порядке.
Справочно: напомним, что, согласно п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкции № 37/18/6), для проведения амортизационной политики в организации создается комиссия из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации. Указанная комиссия осуществляет функции согласно приложению 1 к Инструкции № 37/18/6.
Согласно п. 3 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6 в функции комиссии по проведению амортизационной политики входит в т.ч. распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых ОС.
Пример 2. Организация в 2018 году несет расходы по покупке иностранной валюты (в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки) при приобретении объектов ОС (в т.ч. на погашение кредитов и займов, взятых на их приобретение, и процентов по ним), которые относит на стоимость ОС, как иные расходы, связанные с их приобретением.
Организация поступает неправомерно.
Согласно п. 9, ч. 1 п. 10 Инструкции № 26 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по сч. 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость приобретенных ОС определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
– стоимость приобретения ОС;
– таможенные сборы и пошлины;
– проценты по кредитам и займам;
– затраты по страхованию при доставке;
– затраты на услуги др. лиц, связанные с приведением ОС в состояние, пригодное для использования;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом ОС и приведением их в состояние, пригодное для использования.
При этом состав иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, доставкой, установкой, монтажом ОС и приведением их в состояние, пригодное для использования, не является закрытым, т.е. нормы Инструкции № 26 не содержат положений, прямо позволяющих относить сумму расходов, связанных с покупкой иностранной валюты при приобретении ОС, на стоимость соответствующих активов, но в то же время не содержат и ограничений по отнесению расходов, связанных с покупкой иностранной валюты, на стоимость соответствующих активов в качестве иных затрат, непосредственно связанных с приобретением ОС, поскольку данные расходы напрямую связаны с их приобретением.
Однако необходимо учитывать, что абз. 2 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), содержит прямую норму, согласно которой в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются доходы и расходы, связанные с реализацией денежных средств.
Следовательно, расходы при приобретении ОС, связанные с покупкой иностранной валюты (в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки), не могут быть отнесены на стоимость соответствующих активов. Такие расходы в бухгалтерском учете относятся на прочие расходы по текущей деятельности и учитываются при налогообложении прибыли.
В месяце выявления ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета организации следует сделать сторнировочные записи:
Д-т сч. 01 – К-т сч. 08 и
Д-т сч. 08 – К-т сч. 57 «Денежные средства в пути» субсч. 57-2 «Денежные средства для приобретения иностранной валюты» – на расходы по покупке иностранной валюты, ошибочно отнесенные на стоимость ОС;
Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 и др. – К-т сч. 02 – на суммы излишне начисленной амортизации ОС.
Расходы по покупке иностранной валюты отразить в составе прочих расходов по текущей деятельности:
Д-т сч. 90 субсч. 90-10 – К-т сч. 57 субсч. 57-2.
Пример 3. Организация по решению руководителя провела инвентаризацию, по результатам которой выявлены неучтенные объекты ОС, используемые в производственной деятельности. Для определения рыночной стоимости ОС была проведена их экспертная оценка сторонней организацией, занимающейся оценочной деятельностью. ОС в эксплуатацию не введены. Стоимость принимаемых на учет ОС организация отразила по дебету сч. 01 и кредиту сч. 98 «Доходы будущих периодов».
Организация в бухгалтерском учете применила счет 98 неправильно.
Статьей 13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами (ч. 2 п. 39 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)).
В соответствии с ч. 7 п. 10 Инструкции № 26 первоначальная стоимость ОС, выявленных в результате инвентаризации как излишки, определяется на дату проведения инвентаризации на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов (прейскурантов, каталогов и др.), или заключений об их оценке, проведенной лицами, осуществляющими оценочную деятельность.
Первоначальная стоимость ОС, выявленных в результате инвентаризации как излишки, отражается в составе доходов по инвестиционной деятельности по дебету сч. 01 «Основные средства» и кредиту сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (ч. 6 п. 11 Инструкции № 26, абз. 3 п. 14 Инструкции № 102). При этом счет 98 не используется.
Отметим, что включение иных расходов в первоначальную стоимость ОС при их оприходовании по результатам инвентаризации действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом норм абз. 3 п. 2, абз. 14 п. 14 Инструкции № 102 стоимость услуг сторонней организации по экспертной оценке выявленных при инвентаризации неучтенных ОС в бухгалтерском учете организации отражается:
Д-т сч. 91 – К-т сч. 60.
В соответствии с подп. 3.11 п. 3 ст. 128 НК стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов. Такие доходы отражаются на дату оприходования имущества в бухгалтерском учете организации.
В месяце обнаружения ошибки организации следует отразить на основании бухгалтерской справки-расчета:
Д-т сч. 01 – К-т сч. 98 – сторнировочная запись;
Д-т сч. 01 – К-т сч. 91 и
Д-т сч. 91 – К-т сч. 60 – исправительные записи.
Пример 4. Организация в 2018 году получила безвозмездно от сторонней организации (не в пределах одного собственника) основное средство для его использования в предпринимательской деятельности. На основании постановления Совмина от 30.10.2017 № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах» (далее – постановление № 802) организация в 2018 году не производит начисление амортизации ОС, оговорив такой подход в учетной политике. При этом по всем ОС организация планирует начислять амортизацию с 2019 года линейным способом (данный способ начисления амортизации применялся до момента прекращения начисления амортизации). Доход от безвозмездно полученного ОС был отнесен на сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
Первоначальная стоимость безвозмездно полученных от других лиц ОС определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы (ч. 5 п. 10 Инструкции № 26).
Частью второй п. 11 Инструкции № 26, п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмезд- ной помощи, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (далее – Инструкция № 112), определен порядок, что стоимость безвозмездно полученных от других лиц ОС отражается:
Д-т сч. 08 – К-т сч.сч. 98 (если по ОС начисляется амортизация в соответствии с законодательством), 91 (если по ОС не начисляется амортизация в соответствии с законодательством).
Учтенная в составе доходов будущих периодов стоимость безвозмездно полученных ОС отражается на протяжении их срока полезного использования (далее – СПИ):
Д-т сч. 98 – К-т сч. 91 – на сумму начисленной в отчетном периоде амортизации ОС от их первоначальной стоимости.
В соответствии с ч. 1 п. 37 Инструкции № 37/18/6 амортизация объектов ОС начисляется по объектам организаций (за исключением бюджетных), используемым в предпринимательской деятельности, – исходя из выбранного СПИ линейным, нелинейным и производительным способами.
Частью 1 п. 13 Инструкции № 37/18/6 определено, что объектами начисления амортизации не являются следующие группы и виды ОС:
– библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование;
– фильмофонды, музейные и художественные ценности;
– здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ, за исключением зданий и сооружений, используемых организациями для осущест- вления предпринимательской деятельности, кроме зданий и сооружений, числящихся на балансовых счетах бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры;
– основные средства государственных организаций, находящихся за границей;
– земельные участки.
Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6 в функции комиссии по проведению амортизационной политики входит в т.ч. выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества.
Пунктом 1 Постановления № 802 установлено, что организации, за исключением банков, ОАО «Банк развития РБ» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели вправе принять решение о неначислении амортизации по ОС, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением ОС, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспортных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств с 1 января по 31 декабря 2018 г. – по всем или отдельным объектам. При этом нормативные сроки службы (далее – НСС) и СПИ таких объектов ОС продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.
В рассматриваемом случае актив относится к ОС, по которым начисляется амортизация в соответствии с законодательством. Решением комиссии организации по проведению амортизационной политики данное основное средство должно быть отнесено к амортизируемому имуществу, с установлением НСС и/или СПИ, поскольку оно не перечислено в п. 13 Инструкции № 37/18/6 либо ином акте законодательства, предписывающем не начислять амортизацию.
Неначисление амортизации по объектам ОС на основании постановления № 802 происходит по решению организации, а не в соответствии с обязательной нормой законодательства. И происходит оно временно, с продлением НСС и СПИ таких объектов на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации полученный доход при безвозмездном получении ОС следовало отразить:
Д-т сч. 08 – К-т сч. 98.
Учтенная в составе доходов будущих периодов стоимость безвозмездно полученного ОС с 01.01.2019 будет отражаться на протяжении его СПИ на сумму начисленной в отчетном периоде амортизации от его первоначальной стоимости:
Д-т сч. 98 – К-т сч. 91.
Организации в месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета следует внести исправления:
Д-т сч. 08 – К-т сч. 91 – сторнировочная запись;
Д-т сч. 08 – К-т сч. 98 – исправительная запись.
Для целей налогообложения прибыли внереализационный доход при безвозмездном получении ОС должен быть признан на дату его поступления (подп. 3.8 п. 3 ст. 128 НК).
В данном случае организации следует отразить начисление отложенного налогового актива (далее – ОНА) на дату поступления ОС.
Согласно п. 16 Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 31.10.2011 № 113, начисление ОНА отражается записью:
Д-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» – К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».
По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц (в данном случае по мере признания дохода в бухгалтерском учете в сумме начисленной амортизации ОС от его первоначальной стоимости) в бухучете отражается уменьшение (погашение) ОНА:
Д-т сч. 99 – К-т сч. 09.
Изменение первоначальной стоимости основных средств
Пример 5. В качестве объектов ОС организации (не имеет доли государства в уставном фонде) числится инвентарь в значительном количестве. СПИ по данным объектам был установлен 5, 10, 20 лет (выше нормативного). Комиссией по проведению амортизационной политики на основании протокола в августе 2018 г. данный срок был пересмотрен и установлен равным соответственно 6, 12, 24 годам (в рамках диапазона СПИ), с целью снижения сумм амортизационных отчислений, относимых на затраты, в связи с ухудшением финансового положения организации. Начиная с сентября 2018 г., амортизационные отчисления линейным способом по данным ОС уменьшены.
Организация неправомерно увеличила СПИ основных средств.
В соответствии с п. 24 Инструкции № 37/18/6 комиссия организации по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр НСС и / или СПИ основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в п.п. 25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6.
Таким образом, пересмотр комиссией по проведению амортизационной политики СПИ основных средств в течение года неправомерен.
Организации следует внести исправления в данные бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии с ч. 2 п. 24 Инструкции № 37/18/6 при обнаружении ошибки в определении амортизируемой стоимости, НСС или СПИ ОС, исправление ошибки производится в месяце ее обнаружения путем пересчета сумм ранее начисленной амортизации с отражением в бухучете в установленном порядке.
В месяце выявления ошибки на основании оформленной в установленном порядке бухгалтерской справки-расчета организации необходимо отразить:
Д-т сч.сч. 20, 23 «Вспомогательные производства», 44 и др. – К-т сч. 02 – на сумму доначисленной амортизации за 2018 год.
Справочно: в то же время следует иметь в виду, что организации, за исключением банков, ОАО «Банк развития РБ» и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также ИП вправе принять решение о неначислении амортизации по ОС, используемым ими в предпринимательской деятельности, за исключением ОС, используемых при оказании жилищно-коммунальных и транспорт- ных услуг населению, субсидируемых за счет бюджетных средств, с 1 января по 31 декабря 2018 г. – по всем или отдельным объектам ОС.
При этом НСС и СПИ таких объектов ОС продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации (п. 1 постановления № 802).
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК).
По данной ситуации и для последующих отметим, что исправления в данные налогового учета вносятся в соответствии с требованиями п. 8 ст. 63 НК и Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утв. постановлением МНС от 24.12.2014 № 42 (далее – Инструкция № 42).
В отношении налога на прибыль при обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения (дополнения) отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода (ч. 3 п. 8 ст. 63 НК, ч. 1 подп. 8.2 п. 8 Инструкции № 42).
Пример 6. Организация имеет на балансе кофемашину – объект, не используемый в предпринимательской деятельности. Согласно решению комиссии по проведению амортизационной политики организация в 2018 году начисление амортизации по данному объекту отражает в бухучете:
Д-т сч. 91 – К-т сч. 02.
Организация неверно отражает начисленную амортизацию в бухгалтерском учете.
Амортизационные отчисления от стоимости не используемых в предпринимательской деятельности коммерческих организаций объектов ОС (полной их стоимости или части) включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности организации с отражением в бухучете:
Д-т сч. 90 – К-т сч. 02 (п. 5 Инструкции 37/18/6).
Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п. 10 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Минфина от 10.12.2013 г. № 80 (далее – НСБУ № 80)).
На основании бухгалтерской справки-расчета организации следует внести исправительные записи:
Д-т сч. 91 – К-т сч. 02 – сторнировочная запись;
Д-т сч. 90 – К-т сч. 02 – правильная запись.
Пример 7. В отчетном периоде у организации выбывали основные средства, при этом суммы числящегося по ним добавочного фонда, образованного в результате проведенных ранее переоценок, не были перенесены в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Организация оговорила в учетной политике не вести аналитический учет изменения стоимости ОС в рамках сч. 83 «Добавочный капитал».
Организация неправомерно не перевела суммы добавочного фонда, образованного в результате проведенных ранее переоценок, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Согласно п. 66 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), сч. 83 предназначен для обобщения информации о наличии и движении добавочного фонда организации.
Аналитический учет по сч. 83 ведется по источникам образования и направлениям использования добавочного фонда. Аналитический учет изменений стоимости ОС и других долгосрочных активов в результате переоценки, проводимой в соответствии с законодательством, ведется по отдельным объектам ОС и др. долгосрочным активам.
Таким образом, запись в учетной политике организации о не ведении аналитического учета переоценки в рамках сч. 83 противоречит законодательству.
Согласно порядку, определенному ч. 4 п. 30 Инструкции № 26, сумма числящегося по выбывающим ОС добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных ОС, отражается по дебету сч. 83 и кредиту сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», в случае ее наличия.
Организации следует восстановить аналитический учет по сч. 83. В месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета следует отразить:
Д-т сч. 83 – К-т сч. 84.
Ремонт основных средств
Пример 8. В связи с возникновением убытков от осуществления основной деятельности организация оговорила в учетной политике право относить расходы на ремонт ОС на сч. 97 «Расходы будущих периодов» в случае, если расходы составили сумму более 20 000 BYN. Организация понесла в 2018 году затраты на ремонт ОС, превышающие 20 000 BYN.
Организация неправомерно отнесла указанные расходы на ремонт ОС на сч. 97.
Частью второй п. 20 Инструкции № 26, установлено, что фактические затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Сч. 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам (п. 76 Инструкции № 50).
Согласно ч. 3 п. 32 Инструкции № 102 расходы, относящиеся к отчетному периоду, не допускается включать в расходы будущих периодов, отражаемые на сч. 97.
Следовательно, затраты на ремонт ОС отражаются в отчетном периоде их возникновения:
Д-т сч.сч. 20, 23, 25 «Общепроизводственные затраты», 44 и др. – К-т сч. 60 и др.
На основании оформленной в установленном порядке бухгалтерской справки-расчета организации необходимо внести исправительные записи:
Д-т сч. 97 – К-т сч. 60 и др. – сторнировочная заспись на сумму затрат на ремонт ОС, отнесенных на сч. 97;
Д-т сч. 20, 23, 25, 44 и др. – К-т сч. 60 и др. – затраты на ремонт ОС отнесены на расходы текущего месяца.
Основные средства – объекты лизинга
Пример 9. Организация по полученным в 2018 году на основании договоров лизинга объектам основных средств (по договору лизинга оборудование учитывается на балансе лизингополучателя), фактически не эксплуатируемым, не производит начисление амортизации, несмотря на то, что графиком лизинговых платежей предусмотрено начисление амортизации.
Организация нарушает установленный законодательством порядок начисления амортизации.
Частью второй п. 34 Инструкции № 37/18/6 определено, что если активы приняты к бухучету в составе ОС, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации. При этом течение СПИ, установленного при приобретении указанных объектов, также начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации.
При этом в соответствии с ч. 2 п. 51 Инструкции № 37/18/6 начисление амортизации по объектам лизинга начинается с месяца их ввода в эксплуатацию лизингополучателем. Если договором лизинга предусмотрено начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию, амортизационные отчисления в соответствии с графиком лизинговых платежей относятся на расходы будущих периодов и включаются в затраты на производство, расходы на реализацию, прочие расходы по текущей деятельности, прочие расходы в месяце ввода объекта лизинга в эксплуатацию.
Поскольку организация не начисляла амортизацию на указанные объекты лизинга, ей необходимо внести исправления в данные бухучета. В месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета следует сделать исправительную запись:
Д-т сч. 97 – К-т сч. 02 – на сумму доначисленной амортизации по объектам лизинга.
Пример 10. Организации (лизингодателю) в 2018 году был возвращен объект лизинга (оборудование), использование которого в предпринимательской деятельности в ближайшее время не планируется. По данному объекту организация начисляла амортизацию как по объекту ОС в запасе.
Действия организации были неверными.
Согласно Общим признакам работ и критериям изменения характеристик объектов в результате их проведения (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6), запас – временное выведение из сферы производства в порядке, установленном комиссией, оборудования и транспортных средств, бывших в эксплуатации в качестве ОС и предназначенных для замены выбывающих ОС, и передача их в резерв на склад, на хранение в закрытых складах или складах открытого хранения.
В соответствии с Порядком начисления и отражения амортизационных отчислений при изменении условий функционирования амортизационного имущества, используемого в предпринимательской деятельности (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6), при нахождении ОС в запасе амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем перевода объекта в запас, линейным способом по нормам амортизации, рассчитываемым исходя из остаточного НСС объекта (НСС согласно классификации амортизируемых ОС минус срок фактической эксплуатации на первое число месяца, следующего за датой перевода в запас) и его недоамортизированной стоимости на первое число месяца начисления амортизации; относится в дебет сч. 90.
Однако в данной ситуации необходимо руководствоваться п. 59 Инструкции № 37/18/6, согласно которому в случае возврата объекта лизинга и неиспользования его для собственных нужд лизингодателя амортизационные отчисления:
– не производятся лизингодателем в пределах 12 месяцев, начиная с месяца возврата объекта лизинга;
– по истечении этого срока амортизационные отчисления производятся лизингодателем ежемесячно, исходя из установленных НСС линейным способом с включением в состав прочих расходов по текущей деятельности.
Подпунктом 2.6 п. 2 ст. 130 НК установлено, что в составе затрат отражаются амортизационные отчисления по ОС, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации. ОС, находящиеся в простое (в т.ч. в связи с проведением ремонта) продолжительностью до трех месяцев, запасе, приравниваются к ОС, находящимся в эксплуатации.
Исправления в данные бухучета вносятся в соответствии с правилами НСБУ № 80.
Организации в месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета следует отразить:
Д-т сч.сч. 20, 25, 26 и др. – К-т сч. 02 – сторнировочная запись на сумму излишне начисленной амортизации.
С учетом норм п. 59 Инструкции № 37/18/6, п. 13 Инструкции № 102 в бухгалтерском учете организации необходимо будет отразить:
Д-т сч. 90 субсч. 90-10 – К-т сч. 02.