Типичные нарушения налогового законодательства РБ иностранными организациями
В отношении иностранных организаций законодательство предусматривает проведение камеральных проверок, предусмотренных ст. 73 НК1, на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), иных документов и (или) информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе.
Право налогового органа
Налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе получать от плательщика пояснения по исчислению, уплате налогов, сборов (пошлин) и соблюдению порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов); первичные учетные документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при налогообложении затрат, внереализационных расходов и (или) документы, на основании которых уменьшены подлежащие уплате в бюджет суммы налогов, сборов (пошлин) в отношении иных элементов налогообложения (п. 4 ст. 73 НК);
– проверок в порядке, определенном Указом № 5102;
– выездных проверок, проводимых налоговыми органами, при прекращении на территории РБ деятельности постоянных представительств иностранных организаций (абз. 6 подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).
Следует отметить, что прекращение на территории РБ деятельности постоянного представительства иностранной организации не освобождает от обязанности представления проверяемым плательщиком документов и (или) информации для проведения налоговой проверки.
Основные выявляемые нарушения
1. Иностранная организация не обратилась за постановкой на учет в соответствующий налоговый орган либо обратилась за постановкой на учет позже установленного ст. 70 НК срока, как правило, после начала деятельности;
2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, не представила в налоговый орган сообщение по установленной форме о возникновении у нее обстоятельств, указанных в 1 ст. 70 НК (к примеру, не сообщила об осуществлении деятельности на другой строительной площадке в РБ до начала такой деятельности; о приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории РБ; о получении разрешения на открытие представительства в РБ – соответственно, в налоговый орган по месту ее осуществления, их нахождения) (п. 3 ст. 70 НК);
3. Иностранная организация, осуществляющая строительство объектов на территории РБ, не уплачивала НДС в бюджет РБ с начала осуществления такой деятельности на территории РБ (п. 2 ст. 114 НК);
4. Иностранная организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах РБ в связи с осуществлением на территории РБ деятельности, признаваемой в соответствии со ст. 80 НК деятельностью через постоянное представительство (то есть независимо от предусмотренных международными договорам сроков), не представила в такие налоговые органы уведомление в соответствии с п. 6 ст. 136 НК о том, в какой налоговый орган она будет представлять налоговую декларацию (расчет) по НДС, либо указала в таком уведомлении в качестве такого налогового органа инспекцию, в зоне обслуживания которой такая иностранная организация не осуществляет деятельность, соответствующую ст. 180 НК;
5. Не уплачен налог на прибыль в связи с осуществлением деятельности на территории РБ, образующей постоянное представительство иностранной организации с учетом положений НК и соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения;
6. Отражены в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, представляемой за налоговый период, зарубежные затраты, не подтвержденные заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства (ч. 3 п. 10 ст. 180 НК);
7. К вычету при исчислении налога на прибыль приняты зарубежные затраты (расходы), понесенные головной иностранной организацией, которые, однако, не связаны с деятельностью через соответствующее постоянное представительство, либо не относятся к указанным в ст.ст. 169–171 и 175 НК, либо поименованы в ст. 173 НК как затраты, не учитываемые при налогообложении;
8. При прекращении иностранной организацией деятельности на территории РБ через постоянное представительство не представлены налоговые декларации (расчеты) с соответствующей отметкой на их титульных листах за пять рабочих дней до прекращения такой деятельности и (или) не исполнено налоговое обязательство не позднее одного рабочего дня со дня представления такой налоговой декларации (расчета) (п. 4 ст. 44 НК).
Разъяснения опубликованы на интернет-портале МНС РБ (nalog.gov.by)
1Налоговый кодекс (далее – НК).
2Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».