Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
COVID-19
21.07.2020 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №53 (2352) от 21.07.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тихоходный локомотив белорусской экономики

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Малый и средний бизнес формирует более 26% ВВП Беларуси. Такие данные по итогам 2019 года приводит Белстат в своем новом сборнике.

Наверняка из-за последствий пандемии коронавируса этот сектор ввиду своей уязвимости сдаст позиции – не во всех сферах есть возможности мобильно перестроить свою деятельность. Но и госорганы, судя по последним заявлениям, руку помощи протягивают ему, скорее, нехотя, чем от чистого сердца.

 

Пауза, оказывается, была намеренной

На минувшей неделе состоялась очередная рабочая встреча в Минэкономики с представителями бизнес-­союзов. Обсуждалась прак­тика применения местными властями норм Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143).

Было озвучено: по данным на 16 июля, с заявлением о предоставлении налоговых льгот и преференций в облисполкомы и Мингорисполком обратились около 3,5 тыс. субъектов хозяйствования, уже воспользовалось налоговыми льготами и преференциями около 1,3 тыс. (из них 73% – это организации частной формы соб­ственности). Общий объем поддержки составил около 23 млн руб.

Кроме того, в рамках Указа № 143 областные советы депутатов снизили ставки единого налога на II и III кварталы 2020 г. Этой льготой воспользовались 34,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. Сум­марная поддержка составила 8,3 млн руб.

По состоянию на 1 июля из поступивших почти 5,2 тыс. обращений арендаторов (ссудополучателей) и покупателей имущества предусмотренными для них Указом № 143 льготами и преференциями воспользовались около 3,6 тыс. субъектов хозяйствования на сумму 23,8 млн руб., из которой 88% предоставлено частному бизнесу.

Данные говорят о том, что процесс заметно активизировался. Ес­ли срав­нить эти результаты с данными, озвученными месяц назад на предыдущей аналогичной встрече, то количество удовлетворенных запросов о предоставлении поддерж­ки от биз­неса по Указу № 143 выросло с 3,1 до почти 40 тыс. Основной рост – по снижению ставок единого налога.

Однако цифры могли быть качест­венно иными, будь пакет мер по поддержке экономики принят до конца I квартала, на что рассчитывало деловое сообщество.

Затянувшаяся на два месяца подготовка окончательных решений недавно была объяснена на высшем уровне. Александр Лукашенко заявил, что он специально сдерживал этот процесс и ждал, когда предприниматели свои средства «достанут из кармана и вложат».

Какое количество бизнесов в период этого вынужденного ожидания приостановили или вовсе прекратили свою деятельность, вопрос пока риторический.

Как мы писали ранее, за первые 5 месяцев 2020 г. в Беларуси было ликвидировано около 4,1 тыс юридических лиц (с учетом ликвидированных в результате реорганизации) и 11,2 тыс. индивидуальных предпринимателей, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Но сведения о ликвидации не отражают последствия кризиса, поскольку ликвидация – гораздо более продолжительная по времени процедура, чем регистрация организаций.

 

Подтягивать зарплату одним незачем, другим – нечем

Если судить по недавним заявлениям, власти рассчитывают, что к 2030 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП достигнет 50%. Пока же, по итогам прошлого года, запланированных 28% достичь не удалось.

Однако в целом данные статистики дают представление о том, что белорусский малый бизнес в общей структуре экономики держится «крупным середнячком», а по некоторым показателям обгоняет гос­предприятия.

Сразу отметим, что под малым бизнесом официально понимаются ИП, микроорганизации (среднегодовая численность – до 15 человек включительно) и малые организации (до 100 человек). Средний бизнес – это коммерческие организации с численностью сотрудников до 250 человек.

Так, в 2019 году МСБ обеспечил 30% валовой добавленной стоимости (наибольший показатель с 2013 года), 27,4% от общей занятости населения, 43,2% совокупной выручки, 39% инвестиций в основой капитал.

На конец прошлого года в стране было чуть более 110 тыс. малых и средних предприятий – юридических лиц. Это несколько меньше, чем годом ранее.

В целом же МСБ пока не удалось восстановить свою докризисную численность – в 2014 году сущест­вовало более 114 тыс. организаций и за год их количество уменьшилось примерно на 7 тыс. Основное количество предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автомобилей и прочих услугах.

Противоположная ситуация – с индивидуальными предпринимателями. На конец 2019 года их было более 257 тыс. Это почти на 9 тыс. больше, чем в 2013 году и на 16 тыс. больше, чем в 2018-м. Такая динамика во многом объясняется действием принятого более двух с половиной лет назад пакета документов по поддержке предпринимательства.

У ИП в прошлом году трудились около 70 тыс. работников, у юрлиц – около 1,2 млн человек.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в секторе МСП по итогам 2019 года составила 1078 руб., что на 14 руб. меньше, чем в целом по экономике.

К сожалению, пока не приводятся данные о среднемесячном заработке в госсекторе. Но некоторое сравнение провести можно: зарплата в бюджетных организациях приблизилась к прошлогоднему показателю МСП только в мае 2020 г. (1034 руб.). Во многом это объясняется доплатами медикам за работу с пациентами, инфицированными COVID-19.

В разрезе размера ситуация такая: среднемесячная зарплата по 2019 году у микроорганизаций – 807 руб., малых – чуть более 1,2 тыс. руб., средних – 1,15 тыс. руб.

В разрезе сфер деятельности наибольшие зарплаты ожидаемо в IT-сфере (3,2 тыс. руб.), финансовой и страховой деятельности (1,9 тыс. руб.), научно-технической деятельности (1,4 тыс. руб.). Самые низкие заработки – в образовании (691 руб.), сельском, лесном и рыбном хозяйстве (663 руб.) и сфере услуг по временному проживанию и питанию (654 руб.).

С точки зрения размера зарплат малый и средний бизнес весьма неоднороден. И если для одних недавнее требование Президента о доведении минимальной зарплаты в частном секторе до средней десятки крупных промышленных госпредприятий не актуально изначально, то другим его пока никак не вытянуть по объективным причинам.

Впрочем, целесообразность подобного требования и его возможное влияние на экономику – отдельная тема. Здесь же добавим, что в ЗАО «Атлант», посещая которое Александр Лукашенко и озвучил свое поручение, средняя зарплата сейчас, по информации «ЭГ», составляет чуть более 1,1 тыс. руб. То есть равняться многим не на что.

 

Рост – в сложном производстве, а не ширпотребе

Что касается других показателей, МСБ в 2019 году занял 18,4% в объеме промышленного производства. Здесь существенный рост как доли, так и валового показателя: по сравнению с 2013 годом выраженный в белорусских рублях объем промпроизводства МСБ вырос более чем в 3 раза. И основной рост – за счет машиностроения и металлобработки.

В розничном товарообороте малые и средние предприятия заняли 33,1% (незначительный рост к 2018 году), в товарообороте общественного питания – 48,1% (+180 млн руб. за год), в оптовом товарообороте – 81,7% (незначительное снижение).

На долю МСБ пришлось 45,1% внешней торговли.

В целом потенциал сектора по-прежнему выглядит недооцененным. Несмотря на серьезную либерализацию экономической деятельности в последние годы, которая принесла свои плоды, малый бизнес остается наиболее подверженным кризисным явлениям. И призывы к его спасению собственными силами сами по себе ни к чему хорошему не приведут.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений