Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С Запада на Восток: основные тенденции на белорусском логистическом рынке

Фото: freepik.com

Запрет на въезд белорусских и российских перевозчиков в Европейский союз сильно поменял картинку на логистическом рынке Беларуси. Многие ожидали, что грузопоток просто встанет, но этого не случилось. Изменились схемы и условия работы на привычных направлениях, изменились и сами направления.

Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко рассказала «ЭГ» о тенденциях на белорусском логистическом рынке.

Беларусь-Евросоюз: сохранившиеся схемы перевозок

Перегрузка и перецепка грузов – схема, по которой работают те, кто решил сохранить работу в направлении ЕС. Происходит это так: в РБ груз доставляется на европейской фуре в специально установленное место, а оттуда едет дальше в страну на белорусском траке. Товар или перегружают в белорусский транспорт, или перецепляют весь прицеп. Специальные места, где можно сделать перецеп или перегруз, – это транспортно-логистические центры и сервисные зоны. Их список утвержден ГТК Беларуси.

«Остался перецеп-перегруз», «Можем довозить грузы из Польши и Литвы до пограничных складов временного хранения и от них – по Беларуси», «Нашли выход – перегрузка товара в РБ в разрешенных зонах» – такие сообщения с апреля популярны в обсуждениях среди белорусских пользователей «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

«Как найти партнеров по перецепу – вопрос, который вышел на первый план для многих перевозчиков, – констатировала Татьяна Солдатенко. – В более выигрышном положении оказались крупные компании, которые и раньше работали по такой схеме и имеют широкую базу партнеров за рубежом. Они просто продолжили работать. Конечно, сложности возникли и у них: очереди на границах, временные затраты на перегрузку, подорожание топлива в ЕС – издержки, которые неизбежно влекут за собой удорожание перевозок».

Упростить работу по схеме перецепа без поиска партнеров в Европе можно самим, открыв филиал или зарегистрировав ИП в другой стране. По такому пути пошли многие перевозчики. «Зарегистрировал машины в Польше», «Рассматриваю возможность открытия офиса в Польше» – пишут пользователи биржи.

Беларусь-Россия – главное направление для переориентации

Россию как основное направление стало рассматривать для себя большинство перевозчиков. Недавний опрос, проведенный среди белорусских пользователей международной биржи ATI.SU, показал, что 35,8% компаний увеличили количество перевозок в РФ. И, как и следовало ожидать, здесь возникла другая проблема – диаметральная «европейской»: конкуренция выросла, ставки упали. Работать стало не так выгодно, и многие белорусские компании отказываются от работы с Россией в пользу внутренних перевозок.

Сказанное подтверждают и комментарии грузоперевозчиков – пользователей биржи, которые жалуются, что работают от случая к случаю из-за проблемы найти рентабельную поездку. Некоторые пишут, что перешли на внутренние перевозки из-за проседания экспорта в Россию.

В поисках рентабельных поездок и работы на выгодных для себя условиях перевозчикам сейчас стоит активно расширять круг партнеров. Времена, когда было принято работать с ограниченной базой клиентов, остались в прошлом. И онлайн-биржи, и интернет-платформы активизировались, став действительно востребованным инструментом для поиска. «Здесь все направлено на то, чтобы дать исполнителю доступ к большому числу грузоотправителей, а значит, к большому количеству заказов», – поясняет Т. Солдатенко.

Кроме того, по ее словам, с помощью онлайн-площадок проще вы­явить и исключить из логистической цепочки посредников, что тоже помогает снизить издержки для обеих сторон. Ведь посредники могут забирать около 20% от стоимости перевозки.

Беларусь-Восток: страны, с которыми началась активная работа

Впрочем, белорусские перевозчики живы не Россией единой. В апреле-мае компании из РБ начали активно присматриваться к восточному направлению. «Ищем партнеров в Казахстане, Узбекистане», «Работаем над логистикой в другие регионы» – пишут пользователи платформы.

Самым популярным направлением в Азии стал Казахстан. «Это неудивительно. Из всех стран в восточном направлении Казахстан к нам ближе всего, и для того, чтобы доехать до него, пересечь нужно только территорию России. Но и здесь конкуренция увеличивается с каждым днем. Причем конкурируют белорусские перевозчики не только между собой, но и с российскими и казахскими коллегами», – подчеркивает Татьяна Солдатенко.

Китай, Турция, Узбекистан – страны, логистические маршруты в которые также налаживаются все активнее. И если первой реакцией перевозчиков после закрытия границ с Европой была переориентация на российский рынок, то теперь активно развивается восточное направление. И эксперт считает, что популярность грузоперевозок со странами Востока будет расти и в дальнейшем, а география – расширяться.

***

На уровне правительства предпринимаются шаги для преодоления главной сложности – малого количества квот на работу или их полное отсутствие. Речь о плане поддержки экономики, разработанном правительством Беларуси. Уже подготовлен пакет предложений о введении без разрешительного принципа работы или увеличении квот на выполнение перевозок с такими странами Азии, как Армения, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Турция, Туркменистан и Таджикистан.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by