Текущие проблемы бизнеса из-за ценового регулирования

Предложения по корректировке действующей системы ценового регулирования планируется подготовить в I квартале 2025 г. Плюсом существующего алгоритма контроля за ценами стало торможение инфляции, но изменения необходимы.
Достижения на фоне снижения рентабельности
Важным успехом масштабного ценового регулирования является замедление инфляции. В 2024 г. темпы роста потребительских цен были минимальными за последние 5 лет. Так, если в прошлом году инфляция составила 5,2%, то в 2023 г. – 5,8%, в 2022 г. – 12,8%, в 2021 г. – 10%, в 2020 г. – 7,4%.
Тренд на сокращение темпов роста потребительских цен проявился осенью 2022 г., когда было принято постановление правительства № 713 «О системе регулирования цен». Поскольку документ охватил ценовым регулированием 85% товаров, входящих в потребительскую корзину, инфляцию удалось сбить в 2024 г. по сравнению с 2023 г. на 0,6 п.п., и ожидается, что в 2025 г. она не превысит 5%.
Однако судя по статданным и информации от субъектов хозяйствования, для обеспечения низкой инфляции в Беларуси бизнесу пришлось согласиться со снижением своей эффективности.
Кстати, Беларусь по итогам 2024 г. заняла второе место в Евразийском экономического союзе, по данным ЕЭК, по уровню самой низкой инфляции, уступив только Армении.
По официальной статистике, выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг в 2024 г. увеличилась на 13,5% в годовом исчислении, а показатели рентабельности снизились. По имеющейся у бизнеса информации, особенно негативно в 2024 г. ценовое регулирование сказалось на финансовых результатах работы в некоторых видах деятельности.
Например, отрицательные финансовые показатели наблюдаются в сфере продовольственной интернет-торговли. Несколько факторов в совокупности (ограничения по формированию цен и давно действующий запрет на реализацию в онлайне алкоголя и табачной продукции) существенно снижают эффективность бизнеса. В таких условиях развивать электронную коммерцию, ориентированную на доставку продуктов питания, ретейлерам довольно сложно.
Кроме того, сдерживание цен отрицательно сказывается на кондитерском производстве, связанном, как известно, с импортом какао-бобов. Мировой рост стоимости сырья и невозможность в полной мере компенсировать возросшие затраты путем повышения цен привели к снижению рентабельности производств.
Также бизнесу известны факты, когда меры по сдерживанию роста цен отрицательно влияли на экономику предприятий, занимающихся хранением плодоовощной продукции и производством хлебобулочных изделий. Учитывая, что цены практически на всю эту продукцию регулируются, субъектам хозяйствования в последние годы приходится мириться со снижением своей прибыльности и рентабельности.
Вероятные изменения
Приведенные примеры показывают, что для повышения эффективности предприятий необходимо корректировать действующую систему ценового регулирования. Данный вопрос рассматривался в конце февраля на совещании с участием главы государства.
Судя по поступающей из разных источников информации, измененная система регулирования цен будет предусматривать глубокий мониторинг ценовой ситуации в стране.
Осуществлять мониторинг будет автоматизированная информационная система «Анализ цен», в которой будут аккумулироваться данные по ценам и надбавкам импортеров, производителей, всех оптовых звеньев и розницы в разрезе субъектов хозяйствования, конкретных товаров и регионов их продажи. Это позволит регуляторам оперативно отслеживать изменение цены от ввоза (или производства) продукции до ее продажи в рознице.
Для того чтобы оперативно наполнять АИС «Анализ цен» необходимыми данными, с 3 до 36 товарных позиций расширяется с 1 октября 2025 г. круг товаров, покупатели и продавцы которых обязаны будут осуществлять товарооборот на основе электронных накладных.
С учетом этого ожидается, что полноценное функционирование АИС начнется в IV квартале. Кстати, предполагается, что анализом большого массива собранной ценовой информации будет заниматься в т.ч. и искусственный интеллект.
Для чего в конечном счете нужны все эти технические и подготовительные мероприятия?
Правительство анонсировало в начале этого года, что цель разрабатываемой новой системы – «не регулировать цены напрямую, а отсекать спекулятивные колебания». Для этого планируется определить допустимые «коридоры» колебания цен. Это позволит, как ожидается, оперативно видеть, находится ли ценовая динамика в приемлемом диапазоне или требует вмешательства со стороны государства.
Корректировку системы регулирования цен поддерживают белорусские экономисты.
Соответствующие предложения сотрудники Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Владимир Василега, Наталья Макаревич, Ирина Матюш приводят в коллективной статье, опубликованной в последнем номере «Экономического бюллетеня».
По мнению экспертов, практика «жесткого ценового регулирования и контроля» эффективна в краткосрочных временных интервалах, а ее «применение в течение длительного времени приводит к искажению ценовых и экономических пропорций, затуханию положительной динамики развития».
Цены необходимо формировать в соответствии с экономическими законами, предусматривающими учет индивидуальных и общественных издержек производства, спроса и предложения, действующих в условиях конкурентного рынка, полагают сотрудники НИЭИ Минэкономики.
По их мнению, корректировка практики ценового регулирования должна идти по пути перехода от административных инструментов регулирования к преимущественно экономическим.
«Необходимо переместить центр тяжести от мер административного регулирования цен к использованию в первую очередь косвенных рычагов воздействия, обеспечению условий для формирования справедливых цен на товары и услуги», – считают экономисты.
Дополнительно по теме: