Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №17(2711) от 01.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2179
EUR:
3.492
RUB:
3.5417
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок электромобилей в Беларуси может вырасти кратно, но есть и опасения

Фото: freepik.com

Рынок новых автомобилей в 2023 г. постепенно восстанавливается после прошлогоднего падения, и наиболее высокие темпы роста ожидаются в сегменте электрокаров. Наметившаяся тенденция интересна и гражданам, и бизнесу, который использует транспорт в коммерческих целях.

Позитивный тренд и методы его стимулирования

По данным Автомобильной ассоциации «БАА», дилерские продажи новых автомобилей за 9 месяцев текущего года на 13,2% превысили продажи января-августа прошлого года.

atkachev1.jpg
           Андрей Ткачев

В то же время дилерские продажи электромобилей в текущем году могут увеличиться в 10 раз (!) по сравнению с прошлым годом – до 500 авто, предполагает управляющий ООО «АВТОПРОМСЕРВИС», член правления БАА Андрей Ткачев.

Высокие темпы роста дилерских продаж электромобилей эксперт ожидает и в 2024 г. Юрлица, считает эксперт, могут увеличить реализацию электрокаров в будущем году в 6 раз до 3000 штук. При этом объем электропарка уже в следующем году может достичь 20 000 автомобилей, уточнил А. Ткачев.

Высокие темпы роста продаж в текущем году и положительные прогнозы на следующий год обусловлены тем, что электромобили становятся более доступным (на фоне снижения цен) видом транспорта для потребителя.

А поскольку во всем мире (по экологическим причинам) наблюдается тенденция перехода на электротранспорт, то и Беларусь не остается в стороне от этого тренда.

Однако по сравнению с другими странами доля «зеленых» автомобилей пока невелика. В 2023 г. удельный вес электрокаров в общих объемах дилерских продаж может составить 2,5%. В то же время в Норвегии с населением менее 5,5 млн человек в год уже продается более 153 тыс. электромобилей (что равняется почти 90% рынка).

Для увеличения доли продаж экологичного транспорта Автомобильная ассоциация «БАА» инициирует ряд мер. Основная из них – сохранить текущие льготные условия (нулевые НДС и таможенную пошлину при ввозе электрокаров).

Также, полагает А. Ткачев, простимулировать покупку электротранспорта помогут специальные программы кредитования и лизинга, тем более что в мире ресурсы для банков, кредитующих покупку «зеленых» автомобилей, обходятся дешевле.

Также Автомобильная ассоциация «БАА» предлагает установить льготный тариф на электроэнергию для юрлица, установившего у себя зарядную станцию (в первые 3 года эксплуатации). Эта норма будет стимулировать организации активно рекламировать свои электрозаправки для быстрой окупаемости инвестиций.

Кроме того, предлагается установить льготный тариф на электрозарядку при установке электрозаправочных станций возле многоквартирных домов. Поскольку жителей многоквартирных домов в Беларуси большинство, такая мера поспособствует развитию инфраструктуры для данных потребителей, считают в ассоциации.

Наряду с этим предлагается перенять опыт Китая, где номера для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) выдаются платно, а для «зеленых» авто – без взимания платы.

Перспективы и риски

svarivoda1 (1).jpg
       Сергей Варивода

Поведение дилеров говорит о том, что белорусский рынок готовится перейти на «зеленый» транспорт. Так, если в прошлом году в Беларуси юрлица предлагали 4 модели электрокаров, то в этом – уже 9, а в 2024 г. при благоприятном развитии событий ассортимент может увеличиться до 30 моделей. На текущий момент в Беларуси стоят на учете около 6500 электромобилей, и подавляющее их количество ввезли физлица.

Вместе с тем белорусские дилеры в 2023 г. начали массово подписывать дистрибуторские соглашения с ведущими китайскими производителями о поставках «зеленых» авто в Беларусь.


«В ближайшие месяцы практически все члены Автомобильной ассоциации «БАА» будут иметь в своих салонах либо электромобили, либо автомобили с гибридной силовой установкой, либо и те, и другие», – предполагает председатель правления ассоциации Сергей Варивода.

По мнению экспертов «ЭГ», большой интерес к приобретению как электрических легковых, так и грузовых автомобилей могут проявлять не только физлица, но и субъекты хозяйствования, и это общемировая тенденция.

«В 2024–2025 гг. электротранспорт будет стоить примерно столько же, как и ДВС-машины с аналогичными характеристиками. Но когда мы считаем все эксплуатационные затраты (на топливо, сервисное обслуживание), то электромобили оказываются выгоднее», – подчеркнул Андрей Котик, заместитель генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть» (компания развивает сеть зарядных станций для электромобилей), отвечая на вопросы «ЭГ».

akotik.jpg
             Андрей Котик

По словам эксперта, сейчас на рынок выходит новый грузовой транспорт, и его стоимость постепенно становится сопоставимой с машинами, в которых установлены двигатели внутреннего сгорания. Соответственно, дилеры постепенно выводят новый грузовой коммерческий транспорт на рынок РБ.

При текущих условиях, на фоне того, как цены в мире на «зеленый» транспорт становятся все более доступными, рынок электрокаров Беларуси может продолжать расти, причем кратно.

Однако существуют и риски. Во-первых, на уровне Евразийской экономической комиссии сейчас обсуждается вопрос о таможенной пошлине на электротранспорт с 1 января 2024 г. В настоящее время «зеленые» автомобили в Беларусь можно ввозить без уплаты пошлины, но, если ЕЭК не продлит действующие правила, цены на электрокары с нового года могут вырасти на 15%.

Кроме того, существуют планы повысить ставки утилизационного сбора, что также может привести к увеличению цен. Наконец, обнародованный проект изменений в Налоговый кодекс предусматривает, что владельцы новых транспортных средств повышенной комфортности (перечень таких автомобилей определит правительство), с года выпуска которых прошло не более 3 лет, будут уплачивать транспортный налог и авансовые платежи в 10-кратном размере.

Все перечисленные факторы вместе или каждый в отдельности могут отрицательно сказаться как в целом на рынке легковых автомобилей, так и на экологичном транспорте в частности.

«Хотелось бы, чтобы нас услышали и, формируя новые, видимо, повышенные ставки утильсбора, вывели "зеленые" автомобили за рамки этого повышения. И в целом, если мы хотим стимулировать рост рынка экологического транспорта, его нужно исключить из перечня товаров, на которые будет распространяться повышенная налоговая нагрузка», – убежден С. Варивода.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений