Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
20.06.2017 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Тарификация и оплата труда водителей автобетоносмесителей

На объекты строительства бетон доставляют автобетоносмесители, пришедшие на смену автомобилям-самосвалам. Рассмотрим практику тарификации и оплаты труда водителей этих машин.

В соответствии с Международным стандартом «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация» ГОСТ 31286-2005 автобетоносмеситель относится к специальным грузовым автомобилям. Вращающаяся емкость-барабан для перевозки бетона может быть смонтирована на шасси автомобилей МАЗ, БеЛАЗ, КамАЗ, Merce­des-Benz, Volvo, MAN. Наиболее востребованы автобетоносмесители объемом 4–5 м3, а на крупных стройках – 6–8 м3. За рубежом наиболее популярный объем 6 м3.

Тарификация

Тарификация рабочих – это присвоение рабочим квалификационных разрядов, категорий, классов (далее – разряды) на основании требований тарифно-­квалификационных характеристик профессий рабочих.

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам водителя автомобиля, содержащимся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 25.11.2003 № 147, водители грузовых автомобилей тарифицируются по следующим разрядам:

– при управлении механическим транспортным средством категории «В» либо «ВЕ» – 4-й разряд;

– при управлении механическим транспортным средством категории «С» либо «СЕ», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), – 5-й разряд;

– при управлении механическим транспортным средством категории «СЕ»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) – 7-й разряд.

В соответствии со ст. 24 Закона от 5.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» к категории «С» относятся автомобили, технически допустимая общая масса которых превышает 3500 кг; автомобиль категории «С», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 кг.

Исходя из этого водитель автобетоносмесителя тарифицируется 5-м разрядом.

Водителям автобетоносмесителей могут присваиваться также классы. Порядок и условия их присвоения определяются нанимателем в ЛНПА.

Тарифные ставки

В соответствии с Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67), тарифные ставки (оклады) работников могу устанавливаться на основе:

– Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС);

– Тарифной сетки, определенной тарифным (мест­ным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (ТС);

– без применения ЕТС (ТС).

На основе ЕТС тарифная ставка (оклад) водителя автобетоносмесителя может рассчитываться как исходя их тарифного коэффициента ЕТС, соответствующего 5-му разряду водителя, так и кратного размера тарифной ставки 1-го разряда согласно приложению 3 к Рекомендациям № 67.

При определении тарифной ставки водителя автомобиля исходя из тарифного коэффициента ЕТС наниматель не должен допустить снижения заработной платы по сравнению с уровнем зарплаты, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда. Для недопущения указанного снижения с учетом финансовых возможностей организации наниматель вправе:

– установить водителям автомобилей иной размер тарифной ставки 1-го разряда, более высокий, чем действующий в организации для других категорий работников;

– воспользоваться основаниями для повышения тарифных ставок, предусмотренными п. 9.5 Рекомендаций № 67, установив их в ЛНПА организации;

– увеличить водителям автомобилей надбавки за классность, профессиональное мастерство и т.д.

Пример 1. Водитель автобетоносмесителя грузоподъемностью 10 т перевозит бетон с завода на объект строительства. Согласно Рекомендациям № 67 крат­ный размер тарифной ставки 1-го разряда водителя специального автомобиля грузоподъемностью 10 т равен 2,48. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 350 BYN. Водитель работает в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели, при которой в 2017 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени равна 168,3 часа.

Тарифные ставки водителя автобетоносмесителя составят:

месячная – 868 BYN (350 х 2,48);

часовая – 5,16 BYN (868 / 168,3);

минутная – 0,086 BYN (5,16 / 60 мин.).

При тех же условиях размер тарифной ставки водителя исходя из тарифного коэффициента 1,73, соответствующего 5-му разряду, составит: 605,5 BYN (350 х 1,73). Чтобы не допустить снижения заработной платы водителя, наниматель принял решение повысить его тарифную ставку за сложность и характер выполняемой работы на 43,4%. В результате ее размер составил 868 BYN (605,5 х 1,434).

Сдельная оплата труда

Для оплаты труда водителя автобетоносмесителя может использоваться сдельная и повременная формы оплаты труда.

При сдельной оплате труда заработная плата начисляется по сдельным расценкам за тонны и тонно-километры. Сдельная расценка в расчете на 1 т (Рт) определяется умножением нормы времени простоя автобетоносмесителя на погрузке и разгрузке (в минутах) на минутную тарифную ставку водителя (Смин):

Рт = Нвр х Смин.

Норма времени простоя автобетоносмесителя на погрузке и разгрузке принимается в соответствии с приложением 2 к Порядку применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и раз­грузкой груза (приложение 7 к Правилам автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970, далее – Порядок № 970), или определяется по фактически затратам времени.

Сдельная расценка в расчете на 1 тонно-километр (ТКМ) (Рткм) определяется умножением нормы времени, рассчитанной на 1 ТКМ, на минутную тарифную ставку водителя (Смин):

Рткм = Нвр.ткм х Смин.

Согласно Рекомендациям по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утв. приказом Минтранса от 19.07.2012 № 391-Ц (далее – Рекомендации № 391-Ц), норма времени на 1 ТКМ (в минутах) рассчитывается по формуле:

Нвр.ткм = 60 / (V x g x b),

где 60 – переводной коэффициент 1 часа в минуты;

V – расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов (км/ч) в соответствии с приложением 1 к Рекомендациям № 391-Ц;

g – грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т;

b – коэффициент использования пробега автомобиля: для самосвалов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) – 0,45, для остальных автомобилей – 0,5.

Пример 2. Водитель автобетоносмесителя грузоподъемностью (g) 10 т перевозит бетон с завода на стройку на расстояние 35 км. Норму времени простоя на погрузке и разгрузке примем согласно приложению 2 к Порядку № 970 в размере 1,91 мин. в расчете на 1 т бетона. Расчетная скорость движения (V) 60 км/ч, коэффициент использования пробега – 0,45. Минутная тарифная ставка водителя 0,086 BYN. За смену водитель выполняет 4 рейса, один рейс равен 350 ТКМ (35 км х 10 т).

Рассчитаем сменный заработок водителя.

1) Определим норму времени на 1 ТКМ:

Нвр.ткм = 60 / (60 х 10 т х 0,45) = 0,22 мин.

2) Сдельные расценки составят:

– в расчете на 1 т бетона (Рт):

Рт = 1,91 мин х 0,086 BYN = 0,16 BYN;

– в расчете на 1 ТКМ (Рткм)

Рткм = 0,22 мин х 0,086 BYN = 0,019 BYN.

В соответствии с коллективным договором предприятия сдельные расценки водителей автобетоносмесителей на основании п. 9.5 Рекомендаций № 67 повышаются за сложность и характер выполняемой работы на 30%.

3) Начислим сменный заработок водителю (З):

– за тонны: З = (4 рейса х 10 т) х 0,16 х 1,3 = 8,32 BYN;

– за выполненные ТКМ: З = 350 ткм х 4 х 0,019 х 1,3 = 34,58 BYN.

Всего начислено 42,9 BYN (8,32 + 34,58).

Оплата труда по нормативу или проценту от суммы выручки

При перевозке бетона на объекты строительства может использоваться также система оплаты труда водителей по сдельному нормативу (Н) или проценту (П) от суммы выручки (В), полученной за перевозку грузов. Сумма начисленной за месяц заработной платы (З) определяется по формулам:

З = В х Н

или

З = В / 100% х П.

Сдельный норматив или процент начисления зарплаты рассчитывается отнесением нормативного фонда заработной платы (ФЗПн) водителей к общей сумме выручки, причитающей за выполнение договорного объема перевозок:

Н = ФЗПн / В

или

П = ФЗПн / В х 100.

В свою очередь нормативный фонд заработной платы водителей определяется умножением сдельных расценок на объем перевозок грузов, предусмотренный заключенным с заказчиком договором.

Сдельный норматив (процент) может определяться также исходя из суммы заработной платы и суммы выручки в расчете на единицу объема перевозок, например на 1 тонну.

При индивидуальной организации и оплате труда норматив (процент) может рассчитываться с учетом премии, доплат и надбавок, если они установлены водителям.

Пример 3. Водитель автобетоносмесителя перевозит бетон с завода на объект строительства. Организация утвердила процент начисления ему заработной платы от суммы полученной выручки (дохода) в размере 13%. Из них 10% образуют сдельную часть заработка водителя, 3% – премию.

В мае 2017 г. начисленная по тарифу на перевозку бетона выручка составила 9000 BYN. Показатели и условия премирования водителя выполнены. За этот месяц водителю начислено:

– сдельный заработок в сумме 900 BYN (9000 х 10%);

– премия в сумме 270 BYN (9000 х 3%);

– всего начислено 1170 BYN (900 + 270).

Повременная оплата труда

При повременной оплате труда водителю автобетоносмесителя может устанавливаться часовая тарифная ставка или месячный оклад.

При почасовой оплате труда заработная плата (З) начисляется водителю автобетоносмесителя по часовой тарифной ставке (Сч) за отработанные в соответствующем месяце часы (Ко.ч.): З = Сч х Ко.ч.

При помесячной оплате труда заработная плата за отработанный месяц начисляется исходя из месячного оклада (Ом), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц (Кр.д), и числа фактически отработанных дней (Ко.д):

З = Ом / Кр.д х Ко.д.

Пример 4. Автотранспортная организация приняла на работу водителя автобетоносмесителя по контракту, установив ему месячный тарифный оклад в размере 868 BYN с повышением на 10% согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».

Общая сумма оклада составляет 954,8 BYN (868 + 868 х 10 / 100). Оплата труда – повременно-премиальная: за выполнение показателей и условий премирования водителю начисляется премия в размере 30% тарифной ставки за отработанное время. В мае 2017 г. водитель отработал 21 день, показатели и условия премирования водитель выполнил. За этот месяц водителю начислено 1241,24 BYN (954,8 / 21 х 21 + 954,8 / 21 х 21 х 30 / 100).

Начисление зарплаты по системам оплаты труда может дополняться выплатой доплат и надбавок, если это предусмотрено ЛНПА организации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений