$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

Таможня и бизнес: потенциал есть, проблемы решаются

25.09.2018
Таможня и бизнес: потенциал есть, проблемы решаются
Фото: customs.gov.by

В Минске состоялась IX международная конференция «Таможня и бизнес: направления эффективного взаимодействия в контексте новаций законодательства», организованная ГТК и Институтом повышения квалификации и переподготовки таможенных органов.

Более 300 участников ВЭД со­брались, чтобы задать представителям таможенных органов и ЕЭК насущные вопросы.

За круглым столом, где модератором был зампредседателя ГТК Владимир Орловский, подробно разбиралась каждая ситуация, ин­тересовавшая предпринимателей. Были обсуждены реформы в таможенном деле, их реальное влияние на бизнес, на транзитный и инвестиционный потенциал страны, деятельность уполномоченных экономических операторов, резидентов СЭЗ и др.

«Экономическая газета» пред­ставит самые важные доклады, озвученные в ходе конференции, а также вопросы, разбираемые в ходе круглого стола.

Сегодня предлагаем вниманию читателей пленарный доклад руководителя Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмит­рия Некрасова:

– Мы вынуждены решать конф­ликты между интересами бизнеса и ведомствами таможенных органов. Комиссия, несмотря на то что состоит из профессиональных таможенников, часто оказывается на стороне предпринимательского сообщества, стараясь обеспечить баланс интересов между таможенным контролем и экономикой от­дельной страны, отдельного пред­приятия. И поиск этого баланса – самое ценное, что есть в ЕЭК.

Я расскажу о том, какие решения комиссии уже вышли, и над чем мы работаем в текущем году. 30 первоочередных решений ЕЭК вступили в силу одновременно с ТК ЕАЭС и начали работать. Некоторая часть из них зависает из-за того, что их текущая реализация требует определенного времени, поэтому полноценная работа этих решений ожидается на конец этого года – начало следующего. Уже 10 решений мы приняли в этом году и 25 проектов предполагаем принять в развитие ТК ЕАЭС до конца этого года либо в начале следующего. Ну и порядка 30 решений, которые непосредственно с ТК ЕАЭС не связаны, – это текущие вопросы, связанные с временным ввозом, уточнения или экстренные изменения в том случае, если выявлены проблемы в правоприменении. Мы рассматриваем все вопросы бизнес-сообщества максимально публично.

Таможенная стоимость и декларация

Несколько решений по таможенной стоимости уже приняты, они устанавливают и устраняют те проблемы, которые за прошедшие годы были выявлены. Так, Решением Коллегии ЕЭК от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров» установлены единые правила рас­чета дополнительных начислений исходя из следующего принципа: рас­ходы, связанные с транспортировкой товаров, распределяются пропорционально весу товаров, иные дополнительные начисления – пропорционально стоимости товаров.

Решена проблема, которая периодически возникала из-за неясности формулировок того, как учитывать расходы, связанные с транспортировкой товаров.

Один из документов, которые находятся в работе у Комиссии, – проект решения о случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении ее форм и порядка заполнения. Важный момент в работе – мы договорились с соседними странами о том, что мы здесь идем от обратного принципа.

Теперь определены случаи, когда требуется заполнение декларации таможенной стоимости, до конца года оно должно вступить в действие.

Что касается вопросов правоприменения ТК ЕАЭС и принятых в его развитии документов, то ЕЭК старается идти навстречу тем обращениям, которые поступают от таможенных служб, госслужб и от бизнес-сообщества.

Формально ЕЭК не имеет полномочий давать разъяснения и толкования ТК ЕАЭС. Но в этом большом и сложном документе обнаружились некоторые неясности и двусмысленности. И ЕЭК старается помочь формированию правил правоприменительной практики с тем, чтобы не сложилось неверного применения Кодекса. Мы стараемся на начальном этапе среагировать на обращения и давать разъяснения или конкретной таможенной службе, или госоргану, или предпринимательской ассоциации. При этом мы публикуем наши ответы на сайте ЕЭК, стремимся сделать ТК ЕАЭС понятным и предсказуемым.

Проблемы не останутся без внимания

Проблемные вопросы выявились с применением Решения Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 138 «Об особенностях применения процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, и определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей». На границе с ним постоянно возникают вопросы. Решение, которое было призвано облегчить перемещение товаров в несобранном или разобранном виде, должно было стать инструментом для бес­проблемного и быстрого ввоза оборудования, неожиданно оказалось камнем преткновения. Формирование практики по Решению № 138 продолжается; я думаю, в ближайшее время (до конца года) мы поставим здесь точку.

По вопросу срока проставления таможенным органом отметки о выпуске товаров, после того как была подана декларация на товары, выпуск которых осуществлен до подачи таможенной декларации: ст. 120 ТК ЕАЭС определяет порядок совершения таможенных операций до подачи деклараций на товары, порядок проведения таможенного конт­роля отнесен к компетенции ЕЭК (п. 10 ст. 324 ТК ЕАЭС).

Вопрос действительно оказался очень сложным, однозначного ответа здесь нет. Рассчитываем, что проблема будет урегулирована в решении ЕЭК, определяющем порядок проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации, проект которого направлен на рассмотрение и согласование в государства – члены ЕАЭС. В нем мы постараемся решить все накопившиеся здесь вопросы.

За этот и следующий год комиссия планирует максимально полно «закрыть» все вопросы, связанные с введением ТК ЕАЭС, которые требуют непосредственной ближайшей реализации.

Глава Департамента ЕЭК Д. Некра­сов также дал эксклюзивное интервью «ЭГ».

Дмитрий Викторович, стала ли легче жизнь участников ВЭД в связи со вступлением ТК ЕАЭС и с работой ЕЭК?

– Односложного ответа здесь нет, потому что все упрощения и шаги навстречу носят комплексный и развернутый характер. Каждый в совокупности дает, на наш взгляд, упрощение. Главное – произошел отказ от документов при подаче декларации; есть возможность автоматического выпуска, автоматического совершения иных операций (то, что требует сейчас технической реализации в информационных системах таможенных органов). Развивается институт уполномоченного экономического оператора, что позволяет за счет легального и понятного общения с таможенными органами, за счет обеспечения прозрачности своей деятельности получать определенные упрощения. ТК ЕАЭС не требует представления документов при подаче электронной декларации, делает электронную декларацию основным видом декларации, а уже бумажные документы – это некое дополнение в исключительных случаях. Этот набор шагов в совокупности поднимает таможенное дело на новый уровень и дает возможности для участников ВЭД.

Как решаются разногласия меж­ду странами?

– Разногласия всегда были, есть и будут, нужно рассматривать каждую проблему в отдельности. Когда мы готовили ТК ЕАЭС, были очень жесткие дискуссии между государствами. Но, несмотря на то что позиции изначально были противоположными, страны пошли навстречу друг другу, и в ТК ЕАЭС много компромиссов. Сейчас тоже сохраняются разногласия уже по решениям Комиссии, например, но, когда документ принят, его все выполняют.

Каждая страна пытается сохранить за собой свои выгоды. Такая проблема есть в любом экономическом союзе. Даже внутри одной страны таможенные органы на местах работают по-разному. Обе­спечить единообразие – задача центрального таможенного аппарата, а ЕЭК – сделать то же самое в рамках ЕАЭС.

В проблемах, которые были обо­значены на конференции, например, по техническому регулированию, есть подвижки. Страны идут навстречу друг другу и по принятию документов, о которых говорилось выше, по сертификатам соответствия, которые Россия не принимала, и по наполнению терминов. Новые решения по порядку ввоза товаров, подлежащих сертификации, сейчас перерабатываются, и по ним ведутся обсуждения.

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ