Таможня фиксирует рост экономической контрабанды и схем лжетранзита

Объемы товаров, ввезенных незаконно с использованием схем уклонения от таможенных платежей, продолжают расти. Государственный таможенный комитет (ГТК) отмечает, что проблема экономической контрабанды актуальна не только для Беларуси, но и для других государств Евразийского экономического союза.
Рост масштабов экономической контрабанды
По информации ГТК, значительный ущерб для бюджета стран Евразийского союза наносит экономическая контрабанда. Она выражается в схемах, цель которых – уклонение от уплаты таможенных платежей.
«Объемы незаконно вовлеченных в экономический оборот таким образом товаров постоянно растут», – констатируют в ведомстве.
Как работает лжетранзит
Реализуются схемы по уклонению от таможенных платежей за счет так называемого лжетранзита и недоставки товаров. С помощью такой схемы ее участники пытаются «сэкономить» на таможенных платежах и налогах при ввозе товаров. Суть схемы в том, что декларанты при импорте не уплачивают платежи в бюджет, а заявляют, что товары следуют транзитом, однако по факту это не так.
В 2025 г., по информации ГТК, уже установлен ряд фактов фиктивного завершения таможенной процедуры таможенного транзита (в стране получателя товаров), а на самом деле фактически товар и транспортное средство, на котором он перемещался, оставались на территории транзитного государства.
Уголовная ответственность за контрабанду
Участников схем, которые занимаются экономической контрабандой и используют лжетранзит, стали привлекать к уголовной ответственности. Так, в мае 2025 г. Гродненская региональная таможня возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 231 Уголовного кодекса в связи с выявлением фактов лжетранзита.
Фиктивное завершение транзита: новые факты 2025 года
ГТК регулярно информирует о новых выявляемых фактах лжетранзита, в т.ч. крупных, когда участники внешнеэкономической деятельности пытаются уклониться от таможенных платежей.
Самый свежий пример лжетранзита зафиксирован в августе этого года. Таможенники обратили внимание на погрузчик, который, судя по документам, следовал транзитом через Беларусь и должен быть доставлен в Кыргызскую Республику. Однако по факту водители не осуществили международную перевозку погрузчика, а передали его другому лицу на территории Беларуси.
Крупная схема, в которой использовался лжетранзит, была также выявлена во II квартале 2025 г. Таможенники Беларуси и России установили, что в схему псевдотранзита были вовлечены несколько десятков автобусов. Транспортные средства после пересечения белорусско-литовской границы должны были доставить в Казахстан, но по факту они были ввезены в Россию без уплаты таможенных платежей для осуществления предпринимательской деятельности.
Усиление контроля за транзитом
Учитывая, что объемы товаров, вовлекаемые в экономическую контрабанду, растут, вероятно, что транзитная перевозка товаров через территорию Беларуси будет находиться под усиленным контролем таможенных органов.