$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ВЭД

Таможенный перевозчик: требования союзного и белорусского законодательства

15.04.2016

Деятельность в качестве таможенного перевозчика привлекает многие транспортные организации, занимающиеся международными перевозками. Такой статус позволяет заинтересовать больше клиентов, в частности, благодаря возможности не предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей при транзитной перевозке товаров. Рассмотрим особенности получения статуса таможенного перевозчика в Беларуси.

В соответствии со ст. 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенный тран­зит – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Хотя уплата таможенных пошлин и налогов не требуется, согласно ст. 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении в т.ч. условия о принятии в отношении товаров мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. К ним в соответствии со ст. 217 ТК ТС относятся:

1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;

2) таможенное сопровождение;

3) установление маршрута перевозки товаров.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов согласно ст. 86 ТК ТС может осуществляться следующими способами:

– денежными средствами (деньгами);

– банковской гарантией;

– поручительством;

– залогом имущества.

Чаще всего при получении статуса таможенного перевозчика заинтересованными лицами для обеспечения используется банковская гарантия.

Для реализации любого из указанных способов требуются определенные расходы. Однако согласно п. 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта (таможенной процедуры таможенного транзита) выступает таможенный перевозчик.

Таким образом, преимущества наличия статуса таможенного перевозчика очевидны. Но его получение требует выполнения определенных условий, которые установлены на двух уровнях: Евразийского экономического союза и Республики Беларусь.

Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков (ст. 18 ТК ТС). При этом таможенный перевозчик – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 19 ТК ТС. В соответствии с Законом от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З) право на включение в соответствующий реестр имеют юридические лица с местом нахождения в РБ и созданные в соответствии с белорусским законодательством.

Условия включения в реестр

Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются:

1) осуществление юридическим лицом деятельности по перевозке товаров в течение не менее двух лет на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков;

2) предоставление таможенному органу, в регионе деятельности которого находится юридическое лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 200 тыс. EUR по курсу, установленному Нацбанком на день предоставления такого обеспечения;

3) наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта, если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия);

4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде не менее двух используемых для перевозки товаров транспортных средств, в т.ч. транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями.

Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 22.06.2011 № 676;

5) отсутствие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;

6) юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков считается в соответствии с законодательством РБ не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 базовых величин и более (в настоящее время – свыше 52,5 млн. Br);

7) наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.

Процедура включения в реестр

Для включения в реестр таможенных перевозчиков юридическое лицо представляет в ГТК РБ следующие документы:

1. заявление по форме, утвержденной постановлением ГТК от 1.08.2014 № 46.

В заявлении указываются основные сведения о юридическом лице: наименование, учетный номер плательщика, место нахождения, контактная информация и т.д.

2. копии учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, заверенные юридическим лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор – для юридических лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации – заверенные юридическим лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица;

3. документы, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке товаров не менее двух лет.

Такими документами могут быть выписка по счету, заверенная банком, в котором обслуживается данный соискатель лицензии, с указанием услуг по перевозке, или аудиторское заключение о финансово-хозяйственной деятельности, или копии товарно-транспортных накладных, или копии договора на оказание услуг по перевозке и другие).

Наиболее удобным документом для представления в ГТК при международной перевозке грузов в рамках данного пункта являются копии CMR-накладных, поскольку это наиболее распространенный документ в сфере международных перевозок. Форма и порядок их заполнения установлены постановлением Мин­транса от 20.02.2012 № 11.

4. документы, подтверждающие нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде не менее двух используемых для перевозки товаров транспортных средств, в т.ч. транс­портных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5. договор с разработчиками информационных сис­тем, информационных технологий и средств их обе­спечения на их сопровождение, а в случае разработки таких программных продуктов юридическим лицом – документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством РБ.

Таможенному перевозчику, включенному в реестр таможенных перевозчиков, выдается документ, под­тверждающий его статус, – свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков по форме, установленной Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 260.

Исключение из реестра

Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных перевозчиков являются:

1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков, указанных в п.п. 2)–5) и 8) ст. 19 ТК ТС;

2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных подп. 1)–3) ст. 21 ТК ТС;

3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков;

4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов Евразийского экономического союза;

5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов ЕАЭС.

Процедура исключения из реестра таможенных перевозчиков выглядит следующим образом:

– принимается приказ Председателя ГТК РБ, который вступает в силу на следующий после принятия день;

– ГТК РБ на основании решения об исключении из реестра юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, вносит в реестр соответствующие изменения;

– в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об исключении из реестра юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, ГТК РБ письменно уведомляет его об этом с указанием оснований для исключения из реестра.

Обязанности таможенного перевозчика

Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе.

Согласно ст. 28 ТК ТС таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, ведут реестры таможенных перевозчиков и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в т.ч. с ис­пользованием информационных технологий. В Рес­публике Беларусь ведение реестра осуществляется в соответствии с Законом № 129-З.

Евразийская экономическая комиссия на основании реестров, которые ведутся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных перевозчиков и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном интернет-сайте ЕЭК (www.eurasiancommission.org). Порядок ведения общих реестров утвержден Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 № 261.

Согласно ст. 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан:

1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в т.ч. с использованием информационных технологий, в соответствии с постановлением ГТК РБ 26.04.2012 № 11.

Согласно данному постановлению таможенный перевозчик ведет учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в журнале учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, по форме согласно приложению 2 к данному постановлению и представляет в таможню, в регионе деятельности которой он расположен, отчет о товарах, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, по форме данного журнала. При наличии у таможенного перевозчика обособленного (обособленных) подразделения (подразделений) отчет о товарах, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, пред­ставляется этими подразделениями в таможню, в регионе деятельности которой они расположены;

3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных ст.ст. 227 и 228 ТК ТС;

4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, ком­мерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;

5) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Ответственность

За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный перевозчик несет ответственность согласно ст. 224 ТК ТС.

Обязанности таможенного перевозчика (как и любого другого перевозчика) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита состоят согласно ст. 223 ТК ТС в следующем:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 222 ТК ТС, а именно за исключением тех ситуаций, когда на проведение грузовых операций получено разрешение таможенных органов.

И в соответствии с ранее упомянутой ст. 224 ТК ТС ответственность перевозчика (и, следовательно, таможенного перевозчика) за невыполнение обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита такова:

1) при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность согласно законодательству государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

2) за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в пункте 1) выше, перевозчик несет ответственность согласно законодательству государства – члена ЕАЭС, на территории которого выявлено нарушение.

Автор публикации: Марина РОМАНОВА, магистр юридических наук,  преподаватель Российской академии  народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ