Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.979
EUR:
3.4547
RUB:
3.6938
BTC:
112,664.00 $
Золото:
319.73
Серебро:
3.6
Платина:
127.48
Назад
ВЭД
09.01.2018 20 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №2 (2106) от 09.01.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: новое и важное

С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Его принятие – важный шаг на пути дальнейшей интеграции стран ЕАЭС. Документ очерчивает переход к единому таможенному урегулированию на всем пространстве экономического союза.

ТК ЕАЭС предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни; подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов; совершенствование института уполномоченного экономического оператора (УЭО), призванного упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню. Новый кодекс также создает условия для функционирования механизма «единого окна», позволяющего ускорить оформление документов.

Подводится правовая основа под новые информационные технологии в области таможенного дела, автоматизируя процессы таможенного декларирования. То, что уже является привычным и понятным в рамках отдельных ведомственных инструкций таможенной службы, в т.ч. подача таможенной декларации в электронном виде, институт автоматического выпуска, новые права таможенных представителей, определение размера обеспечения и многое другое, теперь получает силу международного договора.

ТК ЕАЭС значительно увеличился по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза (465 статей против 372). При этом он содержит более 300 отсылочных норм на национальное законодательство сторон, которые в большинстве своем касаются процедурных вопросов, не оказывающих существенного влияния на общие процессы таможенного оформления. Другими словами, имеет место сокращение национального сегмента таможенного регулирования.

Одновременно с ТК ЕАЭС планируется вступление в силу более 20 решений ЕЭК, которые дополнительно будут регулировать следующие вопросы:

1) порядок предоставления и регистрации предварительной информации в виде электронного документа;

2) применение таможенной процедуры таможенного транзита (операции, связанные с продлением срока таможенного транзита, изменением места доставки товаров, разгрузки, перегрузки (перевалки), завершением, прекращением таможенной процедуры транзита);

3) внесение изменений в формы таможенных документов (акты таможенных досмотров, осмотров и др.);

4) определение формы свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО), требований к помещениям, сооружениям, открытым площадкам юридического лица, которое будет претендовать на включение в реестр УЭО;

5) порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр.

Основные новеллы ТК ЕАЭС

Предварительное информирование (ст. 11 ТК ЕАЭС).

Усовершенствован подход к предварительному информированию о товарах, перемещаемых различными видами транспорта. Если предварительная информация для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, должна будет подаваться в обязательном порядке, то для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля – по желанию.

Предварительная информация в виде электронного документа может быть использована при совершении следующих таможенных операций:

– уведомление о прибытии товаров;

– помещение товаров на временное хранение;

– таможенное декларирование при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного тран­зита;

– таможенное декларирование транспортного сред­ства международной перевозки;

– таможенное декларирование экспресс-грузов, ввозимых воздушным транспортом, для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В качестве предварительной информации смогут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа, при предварительном таможенном декларировании.

Приоритет электронного таможенного декларирования (п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС). Письменное декларирование осуществляется в исключительных случаях.

Таможенное декларирование в письменной форме будет допускаться:

– при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

– в отношении товаров для личного пользования; пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

– в отношении транспортных средств международной перевозки;

– при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих либо иных документов.

Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций.

Новеллой ТК ЕАЭС является использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в т.ч. связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров. Здесь имеется в виду механизм взаимодействия между регулирующими госорганами и участниками ВЭД, позволяющий однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования при контроле осуществления ВЭД.

В соответствии с п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения для совершения таможенных операций могут не представляться таможенному органу, если они могут быть получены из информационных систем таможенных и государственных органов стран-членов в рамках информационного взаимодействия. В частности, это относится к разрешительным документам, сертификатам и пр. (перечень будет размещаться на официальных сайтах таможенных органов, а также доводиться до сведения иным способом распространения информации).

Автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров (ст. 82 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 3 ст. 82 ТК ЕАЭС отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия их должностных лиц, например, автоматическая регистрация и выпуск товаров. Информационная система будет производить анализ (форматно-логический контроль) информации и в случае отсутствия рисков нарушения, информационная система в автоматическом режиме будет осуществлять выпуск товаров. Время таможенного оформления таких деклараций будет исчисляться минутами.

Сокращение сроков выпуска товаров (ст. 119 ТК ЕАЭС).

Меняется подход к срокам выпуска товаров. Теперь срок выпуска товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если до истечения этого срока не произошли следующие обстоятельства:

– в рамках системы управления рисками запрошены документы и (или) сведения, необходимые для проверки информации, заявленной в таможенной декларации (они не представляются при инициации процесса декларирования), и (или) принято решение о проведении иных форм таможенного контроля либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

– внесение изменений и (или) дополнений в зарегистрированную таможенную декларацию по обращению декларанта;

– декларантом не соблюдено требование таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию.

Продление срока выпуска товаров до 10 рабочих дней будет осуществляться таможенным органом в случаях, если это будет необходимо для проведения или завершения начатых форм таможенного контроля. При продлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру транзита, этот срок для таможенного органа ограничен 5 рабочими днями.

В исключительных случаях, указанных в п.п. 7–8 ст. 119 ТК ЕАЭС, сроки выпуска товаров по решению руководства таможенного органа могут продлеваться на более поздние сроки.

Оформление сертификата обеспечения уплаты таможенных платежей в виде электронного документа (п. 2 ст. 147 ТК ЕАЭС).

В соответствии с ТК ЕАЭС сертификат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должен оформляться в электронном виде. Оформление сертификата обеспечения в виде документа на бумажном носителе будет допускаться при уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также в случае, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить представление сертификата обеспечения в виде электронного документа в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем.

Развитие института уполномоченных экономических операторов (ст.ст. 430–443 ТК ЕАЭС).

Отдельная глава документа посвящена УЭО. Принципиально новыми подходами для УЭО, закрепленными ТК ЕАЭС, являются: введение ступенчатой системы присвоения данного статуса, расширение перечня специальных упрощений, а также категорий субъектов, наделенных статусом, оптимизация условий его присвоения, внедрение правовых основ для его взаимного признания.

Кодексом введены три типа свидетельства УЭО. Это обусловлено тем, что участники ВЭД разные – перевозчики, СВХ, экспедиторы, импортеры, экспортеры. Если говорить о таможенном представителе, которому требуется, например, первоочередный порядок совершения таможенных операций и выпуск до подачи, то ему достаточно первого типа свидетельства. То же самое можно отнести к перевозчикам и экспедиторам.

По сути для первого типа свидетельства предусмотрены принципы ускорения таможенных операций. Среди них – первоочередной порядок совершения таможенных операций; выпуск без предоставления финансовой гарантии (к примеру, при осуществлении таможенным органом экспертизы); признание пломб УЭО; приоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах; перегрузка товаров и замена транс­портного средства международной перевозки, находящихся под таможенным контролем и вывозимых с территории Союза, без разрешения таможенного органа или без его уведомления; неустановление маршрута перевозки товаров.

Базовым для получения свидетельства первого типа будет предоставление обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора на сумму, эквивалентную не менее 1 млн. EUR. При этом в отношении положительно зарекомендовавшего себя УЭО предусмотрен механизм последующего снижения финансовой нагрузки. На третий год обеспечение уменьшается до 700 тыс. EUR в эквиваленте, на пятый – до 500 тыс., с шестого года – до 300 тыс., если действие свидетельства не приостанавливалось в течение 6 лет, то с седьмого года – 150 тыс. EUR.

Второй тип свидетельства предусматривает упрощения в части проведения таможенного контроля. У такой категории УЭО в собственности должны быть площадки, на которых предполагается осуществлять практически все процедуры таможенного оформления: завершение транзита, проведение таможенного контроля, хранение. Такой тип дает следующие возможности: временное хранение УЭО товаров на своих площадях; временное хранение товаров иных лиц на площадях УЭО; доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную на площадях УЭО; декларирование и выпуск товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа нахождения товаров; применение УЭО таможенных пломб в особом порядке; непредставление обеспечения при отсрочке уплаты таможенных пошлин. Для получающего свидетельство второго типа вместо обеспечения обязанностей УЭО появляется критерий соответствия финансовой устойчивости юридического лица определенному значению. Он будет определяться в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65 «Об утверждении порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр».

Третий тип свидетельства предусматривает все упрощения для первого и второго типов, в целом их 18. Сразу получить третий тип невозможно, надо отработать с первым или вторым типом свидетельства минимум два года.

Важной особенностью стала норма, которой утверждается возможность взаимного признания статуса УЭО на всей территории ЕАЭС (п. 7 ст. 430 ТК ЕАЭС). Новеллой является норма, предусматривающая упрощения для УЭО иностранных государств. В соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной отдельные специальные упрощения, предусмотренные ст. 437 ТК ЕАЭС, могут предоставляться на взаимной основе УЭО государств, не являющихся членами союза. При этом такие специальные упрощения могут применяться только на территории государства-члена, являющегося стороной таких международных договоров.

Отсрочка (рассрочка) по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 56 ТК ЕАЭС).

ТК ЕАЭС предоставил плательщикам возможность использовать отсрочку уплаты таможенных пошлин сроком до 1 месяца в отношении любых товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с уплатой процентов за такую отсрочку.

Отсрочку и рассрочку до 6 месяцев – без уплаты процентов в исключительных случаях – при перемещении товаров для ликвидации стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержке финансирования из бюджета, поддержке сельскохозяйственной деятельности и других участников ВЭД.

Использование предоставляемой возможности (отсрочки) наиболее выгодно для субъектов малого и среднего предпринимательства. К примеру, участник ВЭД, осуществляющий импорт товаров для целей их дальнейшей оптовой или розничной реализации, будет иметь возможность в кратчайшие сроки выпускать и реализовать ввезенный товар, а уплату таможенных пошлин производить через месяц, в т.ч. за счет вырученных средств от реализации товаров.

Предварительное решение о происхождении товаров (ст.ст. 32–36 ТК ЕАЭС).

Одним из существенных нововведений ТК является введение предварительных решений о происхождении товаров. Их принятие направлено на сокращение времени совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров. Урегулирование данного вопроса на наднациональном уровне также призвано обеспечить соответствие таможенного законодательства ЕАЭС положениям Соглашения об упрощении процедур торговли ВТО.

Особенности перемещения транспортных средств международной перевозки через границу Союза (ст.ст. 272–278 ТК ЕАЭС).

ТК ЕАЭС предусмотрена передача определенных категорий транспортных средств международной перевозки (ТСМП) третьим лицам, а также закреплена возможность осуществления на иностранных ТСМП внутренних перевозок товаров по территории ЕАЭС. Также определены категории товаров и транспортных средств, в отношении которых могут применяться положения, регулирующие перемещение ТСМП. Уточнен порядок совершения таможенных операций в отношении перемещаемых запасных частей и оборудования.

ТК ЕАЭС допускается возможность перемещения ТСМП иностранных контейнеров с товарами, прибывающих на территорию ЕАЭС морским транспортом и следующих иными видами транспорта для доставки конечному получателю на территории ЕАЭС. Перевозчику предоставлено право продлить срок временного ввоза ТСМП в случае невозможности его обратного вывоза на время, необходимое для устранения причин, по которым такой вывоз невозможен.

Готовы ли таможенные органы Беларуси к ТК ЕАЭС?

Беларусь одна из первых в ЕАЭС реализовала пилотные проекты по автоматическому выпуску товаров в экспорте и импорте. Ежемесячно информационной системой автоматически (без участия должностных лиц таможенных органов) выпускается около 12% экспортных товаров и 4% импортных деклараций, направленных через национальную автоматизированную систему электронного декларирования.

Больше года ГТК реализуется пилотный проект по автоматическому выпуску транзитных товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Благодаря проводимому эксперименту время нахождения ТСМП в пограничном пункте пропуска составляет 15 минут.

На границе таможенными органами уже сейчас, помимо таможенного, проводят автомобильный и документарный санитарно-карантинный контроль. Налажено электронное взаимодействие с фитосанитарной, ветеринарной и пограничными службами. Предполагается передача белорусским таможенным органам отдельных функций пограничного контроля. Таким образом, новый кодекс облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, позволит нашей стране максимально использовать транзитный и экспортный потенциал.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by