Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
ВЭД
04.06.2021 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №41 (2438) от 04.06.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Таможенное регулирование: ожидаются новации для экспортеров и импортеров. И не только для них

Фото: pixabay.com

Готовится к рассмотрению во втором чтении проект новой редакции Закона «О таможенном регулировании», преду­сматривающий ряд нововведений в организации таможенного контроля и таможенно-тарифного регулирования. Планируется возложить дополнительные обязанности на лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Законопроект об изменении Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» был принят Палатой представителей в первом чтении 02.10.2020.

Напомним, что со вступлением 01.01.2018 в действие Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) потребовалось согласовать с ним национальные законодательства. В Беларуси был принят и стал действовать Указ от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Указ № 490).

Подготовка законопроекта вызвана необходимостью приведения положений действующего Закона от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в соответствие с ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами Союза. В нем реализована значительная часть отсылочных норм, содержащихся в ТК ЕАЭС, учтены практика применения Указа № 490, а также наработки стран Союза, в первую очередь – России и Казахстана, сообщил на сессии председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько.

Ранее специалисты ГТК отмечали, что в обсуждении законопроекта активное участие принимали представители ассоциаций и объединений лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов. Именно мнение субъектов хозяйствования, имеющих опыт работы в таможенной сфере, помогло выявить определенные моменты, потребовавшие корректировки правовой базы, и более детально прописать процедуры взаимодействия бизнес-сообщества и таможни.

 

Новеллы в области организации таможенного контроля

Речь идет о нововведениях, которые не были реализованы в Указе № 490.

Предусмотрена возможность не размещать экспортные товары в зонах таможенного контроля, т.е. помещение товаров под процедуру экспорта без фактического помещения и предъявления таможенному органу.

Из действующего Закона исключается обязанность заинтересованных лиц получать разрешение таможенного органа на удаление наложенных таможенных пломб или печатей после завершения действий таможенной процедуры таможенного транзита (если не срабатывает система анализов управления рисками).

В соответствии с законопроектом отменяется обязанность уведомлять таможенные органы и получать от них разрешение на передвижение между отдельными участками СЭЗ товаров, помещаемых под соответствующую таможенную процедуру, и товаров, изготовленных из них.

Предусмотрена возможность ис­пользования навигационных ус­тройств, пломб, функционирующих посредством информационных систем, обеспечивающих дистанционный контроль за пе­ремещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута, которые применяются в т.ч. в случае непредставления предварительной информации таможенным органам.

Такое новшество, успешно опробованное в условиях пандемии COVID-19, продемонстрировало дисциплинирующее воздействие на транспортные компании. Обычно за сутки выявлялись десятки нарушений со стороны перевозчиков, а с началом использования навигационных устройств и пломб отклонения от маршрутов практически прекратились.

 

Новации, касающиеся лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела

Для включения в реестр таможенных представителей и в реестр уполномоченных экономических операторов потребуется наличие у юридического лица системы внутреннего контроля.

Разработчики законопроекта ссылаются на то, что такое требование преду­смотрено рамочными стандартами безопасности Всемирной таможенной организации и необходимо для заключения соглашений с таможенными службами иностранных государств о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора.

Расширится применение к лицам, работающим в сфере таможенного дела, такого вида административного взыскания, как приостановление деятельности в случае выявления нарушений, которые ТК ЕАЭС относит к основаниям для исключения из соответствующих реестров. Юридические лица, устранившие нарушения, смогут в короткие сроки возобновить работу, тогда как в случае их исключения из реестра потребовалось бы заново пройти непростую процедуру включения в него.

На таможенных представителей планируется возложить обязанность иметь в штате не менее двух специалистов по таможенному декларированию, для которых занятость у данного нанимателя является основным местом работы по трудовому договору.

 

Что изменится в таможенно-тарифном регулировании

Прописана компетенция главы государства на определение порядка допуска экспортеров в РБ к системе зарегистрированных экс­портеров (Registered Exporter Sys­tem – REX), если она предусмотрена национальными правилами страны ввоза товаров в целях подтверждения их происхождения.

Напомним, что в Беларуси система REX, применяемая Норвегией и Швейцарией, введена Указом от 23.06.2020 № 236 «О регистрации в системе зарегистрированных экспортеров».

Система основана на принципе самооценки экспортерами соответствия производимой продукции установленным критериям происхождения, т.е. отечественным экспортерам не надо каждый раз обращаться в БелТПП за сертификатом о происхождении формы А. Получив уникальный номер REX, они смогут заявлять информацию о происхождении товаров в счете-фактуре или в любом другом коммерческом документе.

Банковские гарантии для обеспечения уплаты таможенных платежей смогут выдавать любые банки, имеющие специальное разрешение Нацбанка на осуществление банковской деятельности, предоставляющее право на выдачу банковских гарантий. В связи с этим исключается необходимость включения банков в реестр банков-гарантов.

Взыскание таможенных платежей, процентов и пеней не производится, если уведомление о таком взыскании или решение по акту таможенной проверки в течение 5 лет со дня наступления сроков уплаты не направлено плательщику или лицам, несущим с ним солидарную ответственность.

Увеличивается до 6 месяцев срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты НДС (по действующему законодательству – не более двух месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров).

Закрепляются нормы о возможности исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей за плательщика иным лицом.

 

Задачи для участников ВЭД на перспективу

Многие процедуры, которые касаются таможенных деклараций, электронного взаимодействия таможенной службы с субъектами хозяйствования, с министерствами и ведомствами, уже технически реализованы. Кстати, как отмечает руководство ГТК, таможенные декларации в 99% случаев подаются в электронном виде, лишь в исключительно редких ситуациях требуются бумажные носители. Все моменты правового обеспечения такого взаимодействия теперь будут прописаны и в Законе.

Структура действующего Закона существенно переработана, она соответствует структуре ТК ЕАЭС, т.е. пользоваться этим документом после его принятия и вступления в силу будет удобно, сообщила депутат Валентина Назаренко, возглавляющая рабочую группу по подготовке законопроекта к рассмотрению на сессии. Проект Закона состоит из 9 разделов, 62 глав и 359 статей.

Конечно, этому документу еще предстоит пройти второе чтение в Палате представителей и одобрение в Совете Республики. Но и после принятия обновленный Закон «О таможенном регулировании» вступит в силу лишь через год после официального опубликования.

Совмину будет поручено в течение года привести акты законодательства в соответствие с нормами этого закона, а также принять иные меры по реализации его положений.

В течение такого же срока должны подготовиться к работе с учетом новых требований таможенные представители, таможенные перевозчики, уполномоченные экономические операторы, владельцы складов временного хранения, свободных складов, а также магазинов беспошлинной торговли. Речь идет о наличии информационных систем, технологий и средств их обеспечения, позволяющих использовать межведомственные информационные системы для обмена электронными документами и сведениями с таможенными органами.

Владельцам таможенных складов предстоит установить системы видеонаблюдения за периметром, внутренней территорией, в т.ч. местами проведения таможенного контроля, с выводом в круглосуточном режиме информации на таможню. Следует обеспечить хранение такой видеоинформации в течение 30 календарных дней.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by