Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Сюрприз» для белоруса: фирму в Эстонии ликвидировали. Владелец узнал только через полгода. А до этого считал, что можно с ней работать

Фото: abcom.pro/troubleshooting

Долгое время работа со странами ЕС через собственное юрлицо в одной из стран Балтии была для отечественного бизнеса практически нормой. Но сегодня такие схемы теряют актуальность: белорусское валютное и налоговое законодательство упрощают, а к любому выводу доходов в зарубежные юрисдикции контролеры и силовики относятся все более ревниво. Теперь к этому добавились и вопросы с банками и госорганами этих стран: фирмам с хозяевами-нерезидентами не открывают счета, а есть случаи, когда их принудительно ликвидируют госорганы.

Такую ситуацию рассматривала на прошедшем в Минске третьем кейс-форуме «TroubleShooting. Безопасность бизнеса – 2019» управляющий партнер международной юридической фирмы Cobalt Дарья Жук.

 

Мир становится прозрачным для налоговиков

Эксперт подчеркнула, что за последние два года у белорусских налоговых органов и их зарубежных коллег очень серьезно поменялись подходы к контролю работы с иностранными юрисдикциями и определению уклонения в таких случаях от уплаты налогов.

– Активизировался обмен информацией не только между налоговыми органами, но и между банками. Это глобальный тренд. В практике наших клиентов мы видим, что налоговые органы или Следственный комитет могут иметь распечатки по личным счетам клиента иностранного, например, латышского банка, – привела пример Дарья Жук. – Как максимум – это штрафы и даже уголовная ответственность, если есть уклонение от уплаты налогов или какие-то подозрительные операции, – пояснила спикер. – Классика жанра, когда ты зарегистрировал компанию в Литве, но печать здесь, в Минске, директор тоже здесь. Это фактически постоянное представительство иностранной компании. Если мы этого не осознали, не зарегистрировались и не уплачиваем налоги, это может повлечь за собой серьезные последствия.

Поэтому, имея материнскую или дочернюю структуру за рубежом или планируя ее учредить, важно основательно изучить понятия экономического присутствия и налогового резидентства в конкретной стране.

Эксперт отметила, что во многих иностранных юрисдикциях в последнее время ужесточились требования к определению реального экономического присутствия компании.

– «Пустышки» уже никому не интересны и просто неэффективны. И вас все равно спросят, где твое присутствие, – резюмировала юрист.

 

Не терять связь с регистратором

В связи с этим Дарья Жук посоветовала собственникам или учредителям организаций за рубежом заниматься их реальным администрированием, иметь постоянно действующего своего представителя, регулярно контролировать отчетность и об­щаться с регуляторами, не игнорировать поступающие с их стороны запросы.

– Последние случаи показывают, что открыть компанию с нуля очень сложно. Нужно доказать экономическую составляющую своего присутствия. Зарегистрированная, но не ведущая деятельность компания будет рано или поздно закрыта. Если ее не «оживить», то юрлицо могут исключить из регистра, – отметила Дарья Жук. – Один из кейсов нашего клиента именно об этом. Только через полгода он узнал, что его эстонскую компанию исключили из местного регистра.

Юрист обратила внимание, что подобная практика зачастую приводит к неприятным последствиям для партнеров такого юрлица в Беларуси. Если дружественная зарубежная компания лишается налогового резидентства в конкретном государстве, исчезает возможность применять соглашение об избежании двойного налогообложения, действующего с нашей страной.

 

Проверить санкционные списки

Но риски при ведении деятельности за границей стоит рассматривать не только в плоскости взаимоотношений с регуляторами. Среди тенденций последних лет – глобальная борьба с отмыванием денег. И банкам здесь отводится далеко не последняя роль.

Дарья Жук подчеркнула, что иностранные банки сейчас сами, чувствуя давление со стороны национальных и международных регуляторов, более подозрительно и детально подходят к своим клиентам. В связи с этим, отметила она, возникают риски длительных сроков перевода средств, блокировки платежей.

Отдельная тема – нахождение кого-то из контрагентов или бенефициаров в санкционных списках какого-либо государства. Эту информацию юрист посоветовала проверять заблаговременно, чтобы снизить риски при перечислении средств через иностранный банк.

Попадание ваших партнеров (например российских) в перечень лиц, подпадающих под санкции США или Евросоюза, – новый, но вполне реальный риск. Проблемой может быть вовлеченность любого вашего контрагента в какую-либо сомнительную с точки зрения крупных государств и международных организаций деятельность.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by