$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Студенты распределяют себя сами

14.06.2016

В июне 2016 г. на рынок труда выйдет порядка сотни тысяч дипломированных специалистов. Процедура распределения в большинстве учреждений завершилась в апреле. Распределительная кампания характеризовалась малым количеством заявок работодателей и давлением на студентов со стороны учреждений образования.

«Братство организаторов студенческого самоуправления» (БОСС) Информационно-практического учреждения «Студенческая фабрика мысли» опубликовало аналитический отчет «Распределение молодых специалистов в 2016 году» по результатам опроса выпускников, проведенного при поддержке студенческих организаций.

В т.г. нестабильная ситуация на рынке труда стала диктовать новые реалии учреждениям образования: свободных рабочих мест нет как на государственных предприятиях, так и на частных. В прошлые годы возможность на удовлетворение индивидуальной заявки казалась многим выпускникам нереальной, сейчас – это чаще их обязанность, чем право. Отличием распределительной кампании 2016 г. стало настоятельное требование вузов о самостоятельном предоставлении выпускниками индивидуальных заявок на распределение. Кризис рынка труда заставил учебные заведения забыть об обязательстве по обеспечению распределения и перераспределения выпускника, указанном в договоре о предоставлении образовательных услуг.

Опрос студентов 27 учреждений образования, преимущественные доли в котором имели БГУ (29,8%), БНТУ (16,3%), Гродненский госуниверситет им. Я. Купалы (12%) и БГЭУ (7,1%), показал, что 31,2% респондентов наблюдали полное отсутствие заявок в их учреждении образования. Еще 25,5% указали на общее количество заявок от 1 до 5. При этом большинство заявок приходило на выпускников по профилям здравоохранения и образования. Лидеры по приему заявок – Белорусский государственный медицинский университет, БГПУ им. М. Танка, Барановичский государственный университет, МГЛУ, филологический факультет БГУ, Белорусский государственный медицинский колледж.

Согласно ответам на вопрос об индивидуальных заявках из организаций две трети выпускников учреждений образования сами находят себе место для распределения либо их обязуют это сделать, нарушая таким образом законодательство. Поскольку опрос проводился на территории всей республики с участием студентов из большого количества различных учебных заведений, можно говорить о нарушениях в масштабе всей страны.

Ответы на вопрос «Проводились ли в вашем учреждении образования информационные встречи по вопросам распределения?» получены следующие: «да, проводились» (56%), «нет» (39,7%), «другое» (4,3%). Комментарии при этом студенты оставили такие: «Проводились, но содержание было типа “Принесите заявки все обязательно”»; «Просто видимость создали»; «Проводилась одна, но информация была подана за 5 минут без каких-либо здравых вопросов и ответов»; «Одна должна была быть для студентов всех факультетов, но ее отменили».

В итоге 58,2% студентов самостоятельно ознакомились с законодательством о распределении выпускников, а остальные вообще не проявили желания изучить данную тему. И это одна из причин, почему, сталкиваясь со случаями давления, студенты не способны защитить свои права.

Впрочем, за 23 года существования в Беларуси институт распределения совершенно не менял основных принципов и механизмов. На данный момент никаких законодательных инициатив по  изменению института распределения бюджетников нет. Государство по-прежнему предпринимает отчаянные меры по поддержанию механизма принудительного трудоустройства, демонстрируя нежелание упразднить данный порядок и ввести более эффективные меры по поддержанию выпускников, попадающих на свободный рынок труда. Даже в государственной программе «Образование и молодежная политика на 2016–2020 годы» не отражены проблемы трудоустройства и распределения молодежи.

В 2015 г. профтехучреждения образования (ПТУ) и учреждения среднего специального образования (УССО) выпустили 31,1 тыс. человек, а вузы – 78 тыс. специалистов. Общее количество выпускников составило 109,1 тыс. человек. Из них, по официальным данным на начало 2016 г., не были трудоустроены 3%. Безработные выпускники ПТУ, УССО и вузов составляют 2,6% от общего количества безработных в стране. Насколько эти цифры адекватны реальной ситуации с трудоустройством молодежи – вопрос.

Исследователи БОСС отмечают, что ситуация, с которой столкнулись учебные заведения при распределении в 2016 г., является прямым доказательством неэффективного прогноза потребностей рынка труда. Гораздо чаще учебные заведения сталкиваются с отзывом заявок предприятиями в связи с сокращением штата и дефицитом заявок на распределение в целом. Механизм распределения давно превратился в способ затыкания «кадровых дыр», а в нынешней ситуации и вовсе потерял актуальность из-за невозможности исполнения учебными заведениями своих обязательств по распределению выпускников, ввиду отсутствия рабочих мест.

В подобных условиях, считают авторы исследования, необходимо создавать рабочие места и разрабатывать программы, стимулирующие работодателей брать на работу молодежь. Одним из вариантов может стать система квотирования рабочих мест – минимальное число рабочих (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. Эта мера выступит дополнительным гарантом обеспечения занятости выпускников.

Помимо того, необходимо разработать национальную рамку квалификаций, которая приблизит сферу образования к рынку труда. Большое значение имеет улучшение качества образования и профориентации на всех ступенях образования, создание условий для получения производственного опыта в период учебы.

Система обязательного распределения усугубляет негативную практику ориентирования системы образования при предоставлении платных услуг на социальный (спрос населения), а не на экономический спрос (потребности работодателей). В силу превалирования спроса потребителей образовательных услуг над спросом потребителей трудовых ресурсов учреждения образования ориентируются не столько на согласование интересов работодателей и потребителей образовательных услуг, сколько на содействие трудоустройству выпускников.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ