$

2.5658 руб.

3.0414 руб.

Р (100)

3.4205 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Строительство

Стройотрасль: реформирование продолжается

19.06.2020
Стройотрасль: реформирование продолжается
Иллюстрация: freepik

В Беларуси в развитие директивы от 4 марта 2019 г. № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» продолжается либерализация данной сферы. Ряд нормативных актов уже принят, подготовлены проекты новых решений.

16 июня официально опубликовано постановление Минстройархитектуры от 29.11.2019 № 64 «Об утверждении и введении в действие строительных норм». Документом утверждены строительные нормы, касающиеся:

– возведения строительных кон­с­трукций зданий и сооружений;

– геодезических работ в строительстве;

– сноса зданий и сооружений;

– противопожарного водоснабжения;

– пожарной автоматики зданий и сооружений;

– систем внутреннего водоснабжения и канализации зданий;

– систем электрооборудования жилых и общественных зданий.

Новые нормы будут введены в дейст­вие через 60 календарных дней пос­ле их официального опубликования.

Как отметили в министерстве, согласно Указу от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» вводятся новые виды технических нормативных правовых актов: строительные нормы, которые включают требования в области безопасности зданий и сооружений, предназначенные для обязательного применения, и строительные правила, обеспечивающие способы достижения этих норм.

 

Переход к единой усредненной стоимости

Одновременно Минстройархитектуры разработало проекты изменений в другие действующие документы. В частности, речь идет об Указе от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, тран­спортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72).

Учитывая, что Декретом № 7 отменена необходимость получения раз­решительной документации на капитальный ремонт, Указ № 72 приводится в соответствие с его нормами.

Проект также закрепляет возможность строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры за счет заказчика, застройщика, инвестора в тех случаях, если это предусмотрено условиями аукциона либо инвестиционного договора. Они смогут самостоятельно разрабатывать соответствующую проектную документацию с последующей передачей для строительства энергоснабжающим организациям объединений «Белэнерго» и «Белтопгаз».

Проектом указа вносятся изменения о том, что при финансировании строительства за счет собственных средств заказчика, застройщика, инвестора последним предоставляется выбор: либо принять решение о регистрации права собственности на эти объекты с последующей эксплуатацией их самостоятельно или путем заключения договора с эксплуатационной организацией, либо безвозмездно передать объекты инфраструктуры в государственную собственность.

Кроме того, объекты инфраструктуры, построенные за собственный счет, можно будет безвозмездно передавать в собственность частным эксплуатационным организациям.

Подготовлен и проект постановления Совмина «О порядке и случаях возмещения затрат на строительство распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры».

Он предусматривает переход на расчет средних по стране, а не по населенным пунктам в разрезе регионов показателей удельной стоимости затрат на строительство объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры, кон­кретизирует перечень случаев, когда затраты возмещению не подлежат.

Сейчас порядок такого возмещения регулируется постановлением правительства от 01.04.2014 № 298. В основе действующей системы возмещения затрат на строительство распределительной инфраструктуры лежат показатели удельной стоимости затрат на строительство. Однако, как подчеркивают разработчики, анализ действующей системы выявил недостатки: показатели удельной стоимости затрат по каждому из видов инфраструктуры имеют существенные отклонения друг от друга при сравнении в разрезе регионов и видов инфраструктуры.

«Наличие существенных (в разы, а в отдельных случаях – и в десятки раз) отклонений между показателями удельной стоимости затрат, а соответственно и суммами возмещения затрат на строительство, в т.ч. проектирование, объектов распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку у жителей различных населенных пунктов (порой географически близких, смеж­ных), несет в себе потенциал роста в белорусском обществе социальной напряженности, о чем свидетельствуют публикации по данной проблематике в средствах массовой информации и обращения граждан», – отмечается в обосновании к проекту.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***