Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Труд
09.04.2025 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №14 (2806) от 09.04.2025
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Строгая дисциплина должна усилить экономику

Фото: freepik.com

С 3 апреля 2025 г. в Беларуси действует Директива от 02.04.2025 № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины».

В белорусской управленческой мысли тема дисциплины занимает важнейшее место. Ей была посвящена первая президентская Директива от 11.03.2004 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», а затем – Декрет от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Сейчас в этом ряду появился новый мобилизующий документ с основным посылом, что для успешного развития Беларуси, всех отраслей экономики и сфер деятельности в условиях глобальных политических и социально-экономических вызовов необходимы эффективное управление и строгая производственно-технологическая, трудовая, служебная и исполнительская дисциплины (далее – исполнительская дисциплина). Требовать ее государство будет и от госорганов, и от организаций всех форм собственности, и от граждан. Контроль за этим будет вести Администрация Президента.

Работа в госорганах и «нулевая бюрократия»

От госорганов требуют оптимизации управления и «достижения нулевой бюрократии». Что это означает на практике, в Директиве также расшифровано:

  • обеспечить принятие НПА в соответствии с предоставленной законодательством компетенцией, исключив принятие решений рекомендательного характера;

  • решение и согласование вопросов, входящих в компетенцию органа или госорганизации, обеспечивать без передачи на вышестоящий уровень или рассмотрения на заседаниях межведомственных коллегиальных формирований;

  • прекратить формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих госорганы и госорганизации, кроме непосредственно предусмотренных законодательством;

  • оптимизировать состав оргкомитетов (не привлекать туда лиц, присутствие которых требуется эпизодически);

  • исключить необоснованное проведение совещаний, в т.ч. дистанционных;

  • повысить эффективность командировок за границу, проводиться они должны, если иначе результата достигнуть нельзя, а участие каждого члена делегации должно быть обосновано;

  • проводить дальнейшую оптимизацию структуры и численности республиканских и местных госорганов и госорганизаций.

Стремление к «нулевой бюрократии» предполагает:

  • минимизацию количества документов на бумажных носителях;

  • цифровизацию управления и взаимодействия с юрлицами и гражданами;

  • предельное снижение количества согласований, требуемых для принятия НПА и иных решений;

  • обеспечение высокого качества нормотворчества, избежание отсылочных норм и принятия НПА, требующих дальнейших толкования и разъяснений;

  • исключение фактов нахождения и рассмотрения в госоргане документов (включая проекты НПА) сверх сроков, определенных законодательством.

Отметим, что зачастую ко всем описанным издержкам – выяснению границ компетенции, попыткам доказать, что вопрос выходит за ее рамки и относится к другому ведомству или вышестоящему органу, проведению длительных согласительных совещаний и созданию межведомственных групп – приводит отсутствие у руководителей госорганов и организаций мотивации принимать на себя всю ту жесткую ответственность, которая преду­смотрена в законодательстве за причинение ущерба государственным интересам. Появится ли такая мотивация сейчас, зависит в немалой степени от того, насколько эффективно будет реализован п. 6 Директивы, предписывающий госорганам всех уровней «при формировании кадрового состава исходить из необходимости привлечения на службу лиц, способных по своим знаниям, навыкам и деловым качествам работать в условиях современных политических и социально-экономических вызовов».

Дисциплину оценят независимо от форм собственности организации

Директива определяет состояние исполнительской дисциплины одним из основных критериев оценки работы госорганов и иных организаций (их руководителей) независимо от формы собственности. Предписано ее оценивать и учитывать при продлении либо заключении с руководителем органа (организации) контракта на новый срок, аттестации, повышении, награждении. Одновременно определяется, что поручение вышестоящего госоргана (в пределах его компетенции) устанавливает для должностных лиц или организаций, которым оно адресовано, юридически значимую обязанность совершать или не совершать предписываемое действие, если его выполнение не влечет уголовную, административную или иную ответственность.

Вкупе с недавно подписанным Указом от 21.02.2025 № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» это может означать, к примеру, что отказ руководителя частной компании выделить технику, рабочую силу или финансы на благоустройство какого-либо объекта на территории района может в дальнейшем привести к непродлению контракта (в связи с отказом в согласовании предисполкома).

Что значит хорошая исполнительская дисциплина

Критериями качества дисциплины опреде­лены:

  • своевременность выполнения поручений Президента, Совмина, вышестоящих и иных гос­органов и должностных лиц в соответствии с их компетенцией;

  • результативность и эффективность деятельности, оцениваемые в качественных и количественных параметрах, исключение формально-бюрократического подхода к ее осуществлению;

  • действенный контроль за выполнением НПА и поручений;

  • неотвратимость и справедливость мер ответственности за совершение виновных действий (бездействие).

Другими словами, задачи, которые, например, ставил глава Нацбанка на встрече с руководителями комбанков со ссылкой на соответствующие поручения главы государства, с учетом Директивы могут трансформироваться в критерий для принятия решения при аттестации банковского руководства (в т.ч. в частных и иностранных банках).

Задачи руководителей госорганов и иных организаций

Всем руководителям предписано создать условия нетерпимости к нарушениям исполнительской дисциплины, повысить требовательность к нарушителям, внедрять автоматизированные системы учета рабочего времени, обеспечивать контроль за эффективностью результатов труда.

Необходимо также регулярно анализировать уровень исполнительской дисциплины, своевременно выявлять причины снижения эффективности деятельности работников и принимать меры по их устранению.

Одновременно руководители должны стимулировать сохранение и закрепление высококвалифицированных кадров, внедрять действенные системы мотивации и поощрения эффективного труда и профессионального развития работников, улучшать условия труда. Но при этом принять «исчерпывающие меры по соблюдению финансовой дисциплины, эффективному использованию государственных средств, целевому и бережному распоряжению государственным имуществом, его использованию».

За что накажут управленцев

К солидарной ответственности и работника, и его вышестоящих руководителей будут привлекать за повторный возврат вышестоящим органом для доработки некачественно подготовленного проекта НПА, протокола поручений, доклада об их выполнении, невыполнение в установленный срок решений и поручений Президента, его Администрации, Совмина.

Руководители госорганов и организаций за ненадлежащий уровень дисциплины в них могут быть лишены стимулирующих выплат, направлены на досрочную аттестацию.

Совмин совместно с Администрацией Президента в 3-месячный срок должны разработать механизм оценки эффективности деятельности госорганов и организаций, их руководителей по укреплению исполнительской дисциплины, а также внести предложения по созданию единой информационной системы электронного документооборота и контроля за выполнением поручений для госорганов, единой информационной системы оперативной и ведомственной отчет­ности.

Договоры с госорганизацией: семь раз примерь

Директивой установлено, что за умышленные действия (бездействие), приведшие при исполнении договорных обязательств к неэффективным расходованию госсредств и использованию госимущества, отвечают все контрагенты соответствующего договора независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

Получается, если госорганизация, предположим, заказывает у ИТ-компании ПО для учета чего-нибудь, а у ее вышестоящего органа уже есть план (или поручение) перейти на централизованное ПО (о котором директор ИТ-компании, скорее всего, не знает), то может получиться так, что отвечать за неэффективное расходование госсредств в этом случае будут оба руководителя.

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в договорах, заключенных между госорганизациями, считается нарушением исполнительской дисциплины руководителем организации, допустившей нарушение договора.

Мотивация участия граждан в экономике страны

Что касается дисциплины для граждан, Директива обновляет задачу «обеспечения полноценного участия всех трудоспособных граждан в экономике страны» и предписывает Совмину совместно с местными органами власти «принять комплекс исчерпывающих мер, направленных на стимулирование трудоустройства».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by