Стратегию по обращению с отходами обсуждают в Беларуси

Проект постановления Совмина об утверждении Стратегии по обращению с отходами производства и потребления в Республике Беларусь вынесен разработчиком – Минприроды – на общественное обсуждение.
Стратегия является комплексной и учитывает положения ранее принятых документов, затрагивающих тему отходов: Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2035 года и проекта НСУР до 2040 года, Национальной стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) до 2035 года, Стратегии обращения с радиоактивными отходами, Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами и ряда других.
Использование 90% отходов при соблюдении углеродной нейтральности
В новом стратегическом документе ставится амбициозная цель – к 2040 г. обеспечить уровень использования отходов не менее 90% с учетом соблюдения принципа углеродной нейтральности при их сжигании (без выбросов парниковых газов либо с компенсацией таких выбросов).
Оценка текущего состояния в сфере обращения с отходами выполнена по двум направлениям в соответствии с зонами ответственности регуляторов: по отходам производства – Минприроды, по обращению с твердыми коммунальными отходами – МЖКХ.
Обращение с отходами производства
В Беларуси почти две трети отходов производства образуются в калийной отрасли (63,4% годового объема производственных отходов в 2023 г.). Это галитовые отходы (30–35 млн т в год) и шламы (до 3,5 млн т в год). Они накапливаются, поскольку практически отсутствуют методы их утилизации в промышленном масштабе. Например, уровень использования галитовых отходов составляет порядка 3%.
Значительные объемы отходов генерируются и при производстве фосфорных удобрений (фосфогипс). Его пытаются использовать при выпуске стройматериалов и в качестве серосодержащего удобрения.
На очистных сооружениях (на конец 2023 г.) накоплено почти 15 млн т осадков очистки сточных вод. Их пытаются сбраживать, сушить и сжигать.
Более благополучной выглядит ситуация в сфере строительных отходов, средний уровень использования которых за 2019–2023 гг. составил порядка 90%. У отходов животного происхождения показатель использования свыше 95%, однако у отходов растительного происхождения – чуть больше 40%.
Высок уровень использования отходов бумаги, картона, стекла, резиносодержащих отходов – свыше 95%. У полимерных отходов он свыше 90%, нефтесодержащих – 85%. Нет заметных проблем с использованием лома черных, цветных и драгоценных металлов.
В результате хозяйственной деятельности создаются также отходы, требующие обезвреживания (медицинские (частично), ртутьсодержащие) и подлежащие уничтожению – в частности, стойкие органические загрязнители (СОЗ).
Твердые коммунальные отходы
В стране ежегодно образуется порядка 4 млн т ТКО, из которых 80% приходится на долю населения и 20% – предприятий. Доля вторичных материальных ресурсов (ВМР) в ТКО оценивается до 30%. Уровень использования ТКО в 2023 г. составил 35,5% (+3,5% от плана). Ощущается недостаток мощностей для переработки полимерных отходов.
Проблемным является вопрос закрытия и рекультивации объектов захоронения ТКО, исчерпавших свой ресурс и создание новых. Более 90% эксплуатируемых полигонов были построены во времена СССР. В связи с этим обсуждается введение специальной платы за захоронение.
Методы, технологии, инвестиции
Для достижения заявленной цели – использовать не менее 90% отходов к 2040 г. – в стратегии предложен ряд мер организационного, технологического и финансового характера.
В частности, планируется определить единый орган регулирования и контроля в сфере обращения с отходами.
Предлагается установить ограничения на чрезмерное использование упаковки при производстве товаров (например, лимит для упаковки – не более 50% от объема товара), стимулировать использование перерабатываемой упаковки.
Предусмотрена необходимость определить перечень видов продукции, при производстве которой необходимо использовать ВМР.
Другие важные предложения в проекте:
-
установить перечень видов продукции (товаров), производство которых не допускаются в связи с тем, что отходы от их использования не подлежат дальнейшей переработке либо их переработка затруднительна; введение ограничения на ввоз таких товаров;
-
закрепить требования предусматривать в предпроектной и проектной документации по объектам, на которых образуются отходы без возможности их использования или обезвреживания, создание объектов по использованию (обезвреживанию) таких отходов;
-
упростить процедуры получения лицензий на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1–3 классов опасности, а также регистрации объектов по использованию отходов в реестре;
-
создать единый информационный онлайн-ресурс о потоках отходов и их движении (отходы производства, ТКО и ВМР);
-
проработать вопрос создания единого пространства (биржи) для торговли ВМР;
-
субсидировать производителей продукции из ВМР за счет средств от организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
Авторы проекта предлагают также определить порядок обращения с отработанными аккумуляторными батареями.
Высказать мнение по проекту можно с 12 по 22 мая 2025 г.