Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стратегия для банков: — больше комиссий и рейтингов, осторожное кредитование

Малый бизнес и потребительское кредитование – основные драйверы роста прибыли белорусских банков в текущем году. Эти направления позволяют надеяться на более сбалансированный экономический рост, который в будущем не аукнется инфляцией и девальвацией, считают участники круглого стола, организованного международным рейтинговым агентством Fitch Ratings.

В прошлом году требования банков к экономике выросли на 7,4%, причем корпоративное кредитование увеличилось всего на 3,6 п.п., а розничное – на 26%, сообщил заместитель пред­седателя правления Беларусбанка Виктор Перепелица. Такое различие обусловлено тем, что спрос на инвестиционные кредиты ослаблен из-за медленного роста экономики, а финансовое состояние их ос­новных потенциальных получателей – госпредприятий – оставляет желать лучшего, сохраняется высокая закредитованность. Другой фактор – низкий спрос на кредиты со стороны застройщиков. Объем кредитования в строительстве снизился на 14%, в секторе операций с недвижимостью – на 9%. Отчасти выручает рост потребности в оборотных средствах благодаря восстановлению экономической активности. Так, растет выручка экспортеров, а объем их депозитов увеличился за прошлый год на 30%. Максимальный рост кредитной задолженности Беларусбанк отмечает в промышленности – на 10%. Примерно 2/3 корпоративных кредитов выбирают пред­приятия малого и среднего бизнеса (МСБ).

Таким образом, МСБ и розница – драйверы роста прибыльности банков, считает В. Перепелица. Правда, крупные клиенты приносят значительную долю валовой прибыли, но они весьма «капризны», и маржинальность в этом сегменте ниже. Тем не менее работа с ними позволяет дифференцировать риски и источники дохода, особенно комиссионного. По мнению топ-­менеджера Беларусбанка, в на­стоящее время все банки стремятся нарастить комиссионные доходы за счет крупных клиентов.

Оценки качества активов в банковском секторе разнятся: у регуляторов они в пределах 13%, у аудиторов – другие циф­ры. Перспективы внедрения стандартов качества активов и их оценки пояснил заместитель председателя Правления Нац­банка Дмитрий Лапко. «Есть активы, которые имеют признаки обесценения, их банки клас­сифицируют в 3–5 группы риска. Предполагается, что эти активы будут «мигрировать» в более высокие группы. Но часть активов будет «мигрировать» в более низкие, с учетом того, что положение заемщиков будет улучшаться, – заявил представитель Нацбанка. – Мы удовлетворены текущим состоянием дел, потому что видим возрастающую сумму резервирования. Если на 1 января 2015 г. мы имели уровень покрытия 3,36 (активы, подверженные кредитному риску, и спецрезервы), то сегодня данный показатель составляет 6,33. Это уже достаточно серьезный прогресс. Кроме того, мы ужесточаем подходы в части реструктуризованной задолженности. С 1 апреля эти требования вступили в силу. Мы будем требовать от банков создания резервов по процентам, начисленным, но не полученным. Поэтому мы не столь негативно оцениваем, что у нас есть 40% недорезервирования. Новая Инструкция по кредитам предполагает более приближенное к международным подходам определение необслуживаемых кредитов в части того, что у нас будет 6 групп, и 5–6 группы – это кредиты, по которым просрочка 90 дней и больше, будут относиться к необслуживаемым. Также к ним будут относиться и реструктуризируемые кредиты».

Почти по 40% заемщиков банкам приходится создавать резервы, сообщил председатель правления ЗАО «Альфа-­Банк» (Беларусь) Валерий Смоляк. Пока случаев итоговых дефолтов немного, так что поводов для панических настроений нет. «Я помню одно крупное госпредприятие, которое «уходило в банкротство», – рассказал В. Смоляк. – Но со временем оно стало самым желаемым клиентом для всей банковской системы. Потом у него опять был спад. Таких предприятий с синусоидальной тенденцией развития много».

Состояние заемщиков пред­седатель правления банка БелВЭБ Николай Лузгин оценивает с «умеренным оптимизмом». Пока оно улучшается очень медленно, такими же темпами снижается проблемная задолженность, а потому резервы под нее остаются большими.

Главный регулятор видит оп­ределенные сложности в этой сфере и считает необходимым вводить дополнительные ин­струменты, признал Д. Лапко. В частности, предлагается предоставить банкам возможность списания и прощения безнадежных долгов, а также их обмена на акции предприятий. Правительством и Нацбанком принято решение о создании межведомственного проектного офиса, который до конца года разработает комплексный документ, определяющий экономические, правовые, институциональные условия функционирования рынка проблемных долгов. Уже создано 6 проектных мини-офиса, которые должны дать определение проблемных долгов и активов их справедливой стоимости, изучить лучший международный опыт.

Но банкиров не слишком вдохновляют планы властей по конвертации долгов проблемных предприятий в акции. По-видимому, в правительстве надеются, что банкиры справятся с выведением таких компаний из кризисного состояния лучше, чем их нынешнее руководство. Н. Лузгин оценивает такие надежды скептически – банкиры не могут разбираться во всех отраслях лучше, чем узкие профессионалы. «Я как-то смутно представляю, как приду к акционерам и скажу, что, знаете, мы тут хотим акции забрать у крупного должника, – пояснил глава БелВЭБ. – Думаю, здесь лучше подходить с рыночных позиций – через рынок проблемных долгов. Хорошо бы получить возможность списания безнадежных долгов, тем более что по ним, как правило, созданы 100-процентные резервы. Урона банку это не несет, надо только формализовать этот процесс».

Ситуация с валютной ликвидностью и внешним кредитованием во многом обусловлена заниженным рейтингом Беларуси, полагают некоторые участники встречи. Поэтому зарубежные кредиторы устанавливают до­статочно высокие трансфертные цены, отметил В. Смоляк. Это, в свою очередь, порождает объективные проблемы в использовании ресурсов по международным линиям, даже утвержденным. При этом комиссия белорусских банков превышает стоимость самостоятельного при­влечения кредитов бизнесом. Получается, что банкам нет смысла продавать современные инструменты, например, документарные аккредитивы, если можно не мучиться с ними, а просто набрать денег и выдать кредиты. По мнению банкира, если в перспективе рейтинг Беларуси повысится, то стоимость зарубежных заимствований снизится, и они станут более востребованы.

Ситуация с валютной ликвидностью значительно улучшилась в последние 2 года, считает В. Перепелица, и ее избыток будет сохраняться.

«Вишенкой на торте» стало обсуждение перспектив участия банков в реализации Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики». Оказывается, банки не видят нужды торопиться сотрудничать с компаниями, которые занимаются криптовалютами.

«Мы ведем переговоры с клиентами, хотим участвовать в новом рынке, который открыл Декрет № 8, – сказал В. Смоляк. – Но важно выработать механизмы, обеспечивающие безопасность для банков с точки зрения комплаенса (способности действовать в соответствии с инструкциями, правилами и специальными требованиями. – Прим. ред.)». Глава Альфа-Банка считает, что безответственные действия на этом рынке могут привести к тяжким последствиям как в криптовалютном мире, так и в фиатном (фиатные деньги – валюта, которую правительство объявило в качестве законного средства платежа. – Прим. ред.). Поэтому придется внимательно оценивать репутацию клиентов. По мнению В. Смоляка, банки не должны сами становиться участниками рынка, а лишь «искать синергию с резидентами ПВТ». Пока кроме эквайринга (эквайринг – списание с банковского счета денежных средств. – Прим. ред.) определенных операций, готовых решений банки предложить не могут.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений