$

2.0458 руб.

2.2613 руб.

Р (100)

3.2083 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

ВЭД

Страна происхождения товара: когда и почему таможня увеличивает пошлину?

15.03.2019

Решение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 13.07.2018 № 49, которым утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (далее – Правила № 49), действует с 12 января 2019 г.

Правила № 49 применяются при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из стран, не являющихся его членами, и устанавливают критерии определения происхождения товаров для целей применения мер защиты внутреннего рынка (т.е. для определения необходимости уплаты специальных защитных, анти­демпинговых и компенсационных пошлин).

Согласно нормам Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) и Правил № 49, с 12.01.2019 при ввозе, например, из Италии товара, произведенного в этой стране, и в случае не подтверждения страны его происхождения, в отношении данного товара нужно будет уплачивать антидемпинговую пошлину. То есть участ­ники внешнеэкономической деятельности несут дополнительные финансовые издержки.

СОГЛАСНО п. 20 Правил № 49 происхождение товара подтверждается декларацией или сертификатом о происхождении товара.

При этом Правила определяют некоторые требования к сертификату: он должен быть оформлен в печатном виде на английском, французском или русском языке. Наличие подчисток, помарок и незаверенных исправлений и дополнений в документе не допускается. Также сертификат должен содержать следующую информацию:

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Это минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.

РАССМОТРИМ конкретный пример.

Белорусская организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, классифицируемые кодом 7304 41 000 5 ТН ВЭД, стоимостью 5 тыс. евро, ввозимые из Польши. Товар изготовлен на польском заводе, что подтверждается сертификатом качества, который выдан заводом. Таможенный орган при таможенном контроле декларации на товары потребовал предоставления либо сертификата о происхождении товара, либо уплаты антидемпинговой пошлины. Насколько законны эти требования?

В соответствии с п. 20 Правил № 49 происхождение товара под­тверждается, как уже говорилось выше, декларацией или сертификатом о происхождении товара. В данном случае согласно п. 25 Правил № 49 оно должно удостоверяться сертификатом.

В случае непредставления документов, в т.ч. сертификата о происхождении товара, запрошенного таможенным органом, происхождение товара считается неподтвержденным.

В соответствии с п.5 ст.72 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, ком­пенсационные пошлины исчисляются исходя из происхождения товаров, подтвержденного в соответствии с гл. 4 ТК ЕАЭС, и (или) иных сведений, необходимых для определения указанных пошлин. В случае если происхождение товаров и (или) иные сведения, необходимые для определения указанных пошлин, не подтверждены, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок таких пошлин, установленных в отношении товаров того же кода ТН ВЭД, если классификация товара осуществлена на уровне 10 знаков, либо товаров, входящих в группировку, если коды товаров в соответствии с ТН ВЭД определены на уровне группировки с количеством знаков менее 10.

Учитывая, что страна происхождения ввозимого товара не была подтверждена в установленном порядке, то требование таможенного органа об уплате антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 65 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (с учетом норм Решения Коллегии ЕЭК от 11.12.2018 № 200) или о предоставлении сертификата о происхождении товара правомерно.

Напомним, что Правила № 49 не устанавливают обязательную форму сертификата о происхождении товара для целей подтверждения происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли. Таким образом, может использоваться любой сертификат о происхождении товара, который выдается в стране экспорта товара (например, сертификат о происхождении общей формы). При этом следует учитывать, что если в соответствии с п. 8 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам) в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли (например, сертификат формы А), то графа для служебных отметок в нем в обязательном порядке должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles».

Однако, если ввозится пар­тия товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, и общая таможенная стоимость этих товаров не превышает сумму, эквивалент­ную 150 USD, то организация вправе подтвердить страну происхождения ввозимого товара декларацией о происхождении товара.

В соответствии со ст. 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара – это коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «коммерческие документы» – документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС – счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы.

Таким образом, декларация о происхождении товара представляет собой запись о происхождении товара на коммерческом или любом другом документе, имеющем отношение к товару.

ОТМЕТИМ, что п. 26 Правил № 49 позволяет проводить проверку факта выдачи сертификата и указанных в нем сведений о происхождении товара. В частности, соответствующая проверка проводится в том случае, если таможенный орган обнаружил признаки (важно: признаки, а не факт) того, что представленный сертификат о происхождении товара:

  • не выдавался (например, получена информация от таможенных органов иных государств);
  • содержит недостоверные сведения (например, несоответствие сведений в сертификате и товаросопроводительных документах и/или мар­кировке товара и т.д.).

Проверка указанных фактов воз­можна в т.ч. с использованием таможенными органами электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующем официальном сайте.

В рамках проверки таможенный орган вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат (орган или организацию, уполномоченные проверять сертификаты о происхождении товара), соответствующий запрос.

При этом сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в следующих случаях:

1) выявления недостоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;

2) по результатам проведенного таможенного контроля установлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам № 49;

3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса;

4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены;

5) невозможно установить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.

Соответственно, если сертификат о происхождении товара не будет признан, то не будет признана и страна происхождения товара. Следовательно, у декларанта может воз­никнуть неисполненная обязанность по уплате антидемпинговых (компенсационных) пошлин, если такой сертификат был предоставлен в целях подтверждения основания для неуплаты этого платежа.

Автор публикации: Николай СЕРДЮКОВ


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы