Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страховщик уклоняется от выплаты страхового возмещения

Заключая договор со страховой компанией, перевозчики и экспедиторы страхуют риски. Они надеются, что если с грузом что-то случится, страховая выплата поможет компенсировать потери.

Однако страховые компании нередко при наступлении страхового случая всячески уклоняются от таких выплат.

Страхование грузов и гражданской ответственности перевозчика и экс­педитора в Беларуси относится к видам добровольного страхования и осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков (п. 4.2.2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента от 25.08.2006 № 530).

Страхователи, уплачивая оговоренную в договоре сумму, надеются, что и страховщик добросовестно выполнит свои обязательства. Вместе с тем страховые компании, пытаясь извлечь из ситуации максимально возможную выгоду, не всегда считают нужным признавать факт наступления страхового случая. Причем уклоняются от выплат пострадавшей стороне под любыми предлогами, иногда надуманными.

Так, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда 11.12.2019 рассмотрела кассационную жалобу ЗАСО «Страховщик» на решение экономического суда (которое поддержала и апелляционная инстанция) о взыскании со страховщика 4279 руб. страхового возмещения и 855,75 руб. убытков в пользу ООО «Заказчик».

Судебное разбирательство было связано со следующими обстоятельствами.

ООО «Заказчик» и ООО «Экспедитор» заключили договор транспорт­ной экспедиции. На основании полученной по договору заявки ООО «Экспедитор» привлекло для работы ОДО «Экспедитор-2», которое в свою очередь подключило для перевозки ТУП «Перевозчик»1.

В соответствии с CMR-накладной ТУП приняло товар к перевозке без оговорок и замечаний, в т.ч. не потребовало от заказчика дополнительных инструкций относительно крепления груза и порядка его размещения в грузовом отсеке.

Но при его доставке грузополучателю часть груза была повреждена, что подтверждается актом, составленным в присутствии представителя перевозчика (водителя).

Согласно акту экспертного осмотра груз был поврежден из-за недостаточной упаковки и укладки в кузове автотранспорта без учета прочностных характеристик тары груза.

В суд представлен договор страхования, заключенный между ЗАСО «Страховщик» и ТУП «Перевозчик» на условиях Правил добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика (далее – Правила добровольного страхования). По договору к страховым случаям, в частности, отнесен и факт утраты и (или) повреждения груза.

Страховщик, оказавшись в роли ответчика по этому делу в экономическом суде, сообщил, что грузоотправитель не обеспечил упаковку и надлежащую тару для перевозимого товара, что в итоге привело к повреждению груза. Поэтому он считает, что рассматриваемый случай не относится к страховому.

Судебные инстанции обратили внимание на то, что ни страхователь, ни перевозчик не представили доказательств того, что в данной ситуации повреждение груза явилось следствием особого риска, указанного в п. 4 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), в т.ч. связанного с ненадлежащей упаковкой груза, так же как и не было представлено надлежащих доказательств, освобождающих перевозчика от ответственности.

При этом в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, произошедшие в отрезок времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки.

Суд пришел к выводу, что в силу п. 1 ст. 25 КДПГ перевозчик должен уплатить сумму, соответствующую обесценению груза.

Согласно п. 4 ст. 23 КДПГ подлежат возмещению: плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.

Согласно Правилам добровольного страхования страховым случаем является факт наступления ответственности страхователя в период действия договора страхования:

  • за утрату и (или) повреждение груза, принятого к перевозке, кроме утраты груза вследствие выдачи его неправомочному получателю;
  • за финансовые убытки, понесенные клиентом страхователя при полной или частичной утрате груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ, платой за перевозку, уплатой таможенных сборов и пошлин, а также прочих расходов, связанных с перевозкой груза.

В силу ч. 1 ст. 819 ГК судебные инстанции признали заявленные требования подлежащими удовлетворению и взыскали с ЗАСО «Страховщик» в пользу ООО «Заказчик» сумму страхового возмещения и убытков.

Таким образом, страхователь может оспорить в суде отказ страховой компании выплатить страховое воз­мещение или страховое обеспечение при наступлении страхового случая.


1Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 11.12.2019 по делу № 167-25/2019/1217А/1391К . Режим доступа. Дата доступа: 09.01.2019

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by