$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Столица и регионы в условиях конкуренции

26.10.2018
Столица и регионы в условиях конкуренции
Фото: kef.by

«Кастрычнiцкi эканамiчны форум» (KEF-2018) пройдет 5–6 ноября в Минске. Своего рода подготовкой к этому событию стали тематические конференции и круглые столы, состоявшиеся в областных центрах. На каких проблемах акцентируют внимание исследователи?

В отчете «Конкурентоспособность регионов Беларуси в 2017–2018 гг.: от базовых факторов к эффективности рынков», размещенном на сайте Исследовательского центра ИПМ, приведены оценки Индекса конкурентоспособности регионов (ИКР).

Для каждого региона ИКР рассчитывался на основе субиндексов и отдельных компонентов, которые базируются на опросах малых и средних частных предприятий, проведенных в апреле–мае 2017 г. и марте–апреле 2018 г., а также данных статистики по областям и Минску за 2017 и 2016 годы.

Выявлены значительные раз­личия в уровне конкурентоспособности между столицей и областями. Какой бы аспект ученые ни взяли, Минск (и еще Минская область) уверенно держит лидерство. Здесь более эффективно функ­ционируют рынки, лучше инфра- структура, выше уровень технологической готовности и воз­можности развития инноваций, качество высшего образования и переподготовки.

Минимальное отставание от столицы у Гродненской области (17,9%), максимальное – у Могилевской (25,3%).

Здоровье и экология – единственный компонент ИКР, по которому Минск значительно уступает другим регионам. По сравнению с ними здесь в разы больше уровень выбросов загрязняющих веществ в атмо- сферу и значительно выше заболеваемость населения. Хотя последнее может отчасти объясняться лучшим развитием медицины и диагностикой.

ДИРЕКТОР Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик отмечает, что все регионы, кроме Мин­ской области, имеют более низкий доход на душу населения, чем можно ожидать исходя из их уровня человеческого развития, поэтому в среднесрочном периоде у них может не хватить ресурсов даже для поддержания достигнутого. Однако если задействовать сущест­вующий потенциал, то регионам удастся достичь устойчивого экономического роста.

Об этом говорят и данные соц- опроса малых и средних предприятий: во всех регионах наряду с высокими налогами в список основных барьеров для развития бизнеса попали институциональные проблемы (неоднозначная трактовка и изменчивость законодательства, неэффективность судов) и неэффективность рынков (неравные условия конкуренции).

При этом с каждым годом макро- экономические барьеры теряют актуальность благодаря сбалансированной макроэкономической политике Нацбанка и правительства, в то время как актуальность институциональных проблем быстро увеличивается.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ отмечают и негибкость госорганизаций и местных органов госуправления при принятии решений. Например, во многих регионах, как только появилась такая возможность, были установлены максимально высокие коэффициенты для земельного налога и налога на недвижимость, что резко ухудшило условия ведения бизнеса для некоторых компаний.

Аналогичная ситуация со ставками арендной платы: например, в период резкого падения цен на аренду коммерческой недвижимости стоимость м2 объектов, находящихся в государственной и коммунальной собственности, продолжала расти вместе с базовой величиной, что вызвало отток арендаторов в част­ный сектор.

До сих пор не снята проблема уп­рощенного выкупа арендуемых помещений добросовестными арен­да­торами, что сдерживает ин­вестиции.

Причину следует искать в высокой централизации государственных финансов и внутреннего контроля. Например, в некоторых регионах с низким уровнем экономического развития местные советы и хотели бы сохранить эти налоги на прежнем уровне, но тогда их руководителям при каждом удобном случае укажут на то, что они не использовали все возможности для пополнения местных бюджетов. А действия по снижению арендных ставок контролирующие органы могут расценить как коррупционные проявления.

Все это плохо отражается на качестве региональной бизнес-среды на фоне растущей конкуренции с Минском, приграничными регионами России, Польши, Литвы и даже Украины. Именно туда нередко переводят свои фирмы предприниматели.

Кроме того, приграничные области РФ предлагают комфортные условия для потенциальных инвесторов, а Минск притягивает технологичные компании благодаря большим льготам в ПВТ и «Великом камне», лучшей обеспеченности кадрами и более развитой IT-инфра­структурой.

Более того, существует межрегиональная конкуренция за крупные проекты, финансируемые из рес­публиканского бюджета, и конкуренция между районами – в основном за сырье для пищевой промышленности и рабочую силу.

СПЕЦИАЛИСТЫ ИПМ обратили так­же внимание на кадровые проб­лемы. Идет отток молодых людей в Минск, Санкт-Петербург и Москву – на учебу, работу и постоянное место жительства. А депопуляция многих территорий на фоне низкого качества образования ведет к нехватке квалифицированных специалистов и препятствует инвестициям во многих небольших населенных пунктах и тем более в сельской местности. Не могут изменить ситуацию и предоставленные сельской местности льготы.

Именно поэтому после принятия Декрета от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории сред­них, малых городских поселений, сельской местности» наибольший импульс получили районы, прилегающие к крупным городам.

Аналогичным барьером является размер рынка. Возникает порочный круг: в малонаселенных регионах бизнес не развивается по причине низкого спроса и отсутствия кадров, поэтому местное население не может найти работу и уезжает в другие регионы.

Поскольку существующий раз­мер пособий по уходу за ребенком и других денежных выплат превышает заработную плату, на которую может рассчитывать подавляющее большинство сельских жен­щин, то во многих семьях растет число детей. Но именно семьи с детьми и многодетные семьи чаще рискуют оказаться за чертой бедности. Понятно, что женщинам после нескольких подряд отпусков по уходу за ребенком становится все сложнее вернуться на рынок труда.

Здесь позитивную роль могли бы сыграть меры по развитию семейного бизнеса на селе, в т.ч. фермерства. Например, программы – по обучению семей основам сельскохозяйственных наук или основам предпринимательской деятельности, по предоставлению в лизинг либо продаже фермерским хозяйствам по сниженным ценам сельхозтехники, которая залежалась на складах МТЗ или Гомсельмаша, и др.

Важно устранить барьеры для развития фермерства, связанные с доминирующей позицией на рынке некоторых предприятий пищевой промышленности (что особенно актуально для Брестской области), а также не допускать недобросовестной конкуренции со стороны ком­мунальных сельхозпредприятий.

Развитие подобных программ обучения, ориентированных на создание собственного бизнеса, поддержку в сфере ремесленничества и гарантированный прием на работу, потребует модернизации системы содействия занятости и ее объединения с системой поддержки пред­принимательства, а также развития местной IT-инфраструктуры, транспорт- ного сообщения и т.п.

Понадобится также привлечение финансирования со стороны международных финансовых организаций (ЕБРР, МФК и др.) и международных доноров – Европейской комиссии, Агентства США по международному развитию и др., а также технической поддержки со стороны ПВТ и его региональных отделений.

ЭКСПЕРТЫ ИПМ акцентируют внимание на том, что практически половина наших соотечественников и подавляющее большинство топ-­менеджмента малых и средних предприятий поддерживают прин­ципы рыночной экономики – это данные соцопросов.

Напомним, что отчет подготовлен при поддержке Евросоюза в рамках проекта международной технической помощи.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА