Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9875
EUR:
3.4821
RUB:
3.6955
BTC:
112,213.00 $
Золото:
335.22
Серебро:
3.89
Платина:
132.17
Назад
Финансы
28.09.2004 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Сток энд Траст" лишили лицензии. Учредители не согласны

У одного из лидирующих профессиональных участников рынка ценных бумаг ЗАО "Сток энд Траст", по сообщениям Комитета по ценным бумагам, в августе 2004г. была приостановлена лицензия...
У одного из лидирующих профессиональных участников рынка ценных бумаг ЗАО "Сток энд Траст", по сообщениям Комитета по ценным бумагам, в августе 2004г. была приостановлена лицензия.

После неустранения нарушений общество лишено права заниматься профессиональной и биржевой деятельностью на рынке ценных бумаг. Как  объявлено  в официальном сентябрьском пресс-релизе Комитета, ЗАО "Сток энд Траст" совершало притворные сделки с акциями, отчуждение которых запрещалось Декретом Президента РБ от 20 марта 1998г. №3. Теперь получить новую лицензию в соответствии с законодательством оно может лишь по прошествии года после аннулирования. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили одного из учредителей ЗАО "Сток энд Траст" Владимира БАРАНОВА.

- Владимир Геннадьевич, на ваш взгляд, какова причина подобного аннулирования?

- Причины для отзыва лицензии две: формальная и "неформальная". В соответствии с формальной лицензия была отозвана по итогам проверок деятельности ЗАО "Сток энд Траст" по доверительному управлению акциями, попадающими под действие моратория на отчуждение. Нарушение было усмотрено в том, что ЗАО "Сток энд Траст" выплачивало вверителю акций задаток в размере рыночной стоимости акций. По мнению Комитета по ценным бумагам, выплата задатка служила сокрытием сделки купли-продажи акций. Однако нами и вверителем не подписывались никакие документы, которые бы позволили произвести отчуждение акций без участия владельца, а договор доверительного управления акциями был очень близок к "типовому", утвержденному Министерством юстиции. Задаток же должен был служить для вверителя гарантией выполнения ЗАО "Сток энд Траст" своих обязательств в случае возникновения возможности продажи акций. По белорусскому законодательству это может произойти в случае отъезда владельца акций на постоянное место жительства за границу, перехода права собственности на акции по наследству, реорганизации эмитента, продажи акций государству (уполномоченному органу) и так далее. В нашем договоре было предусмотрено и наше вознаграждение от получаемых в ходе доверительного управления выгод. При этом в качестве оплаты от вверителя мы могли зачесть и сумму, выплаченную в качестве задатка. После приостановления действия лицензии нам был дан срок на устранение "нарушений". Необходимо было в месячный срок расторгнуть все сделки по доверительному управлению акциями, хотя признать их незаконными может только суд. Конечно же, мы постарались выполнить это предписание, но даже физически успеть было нереально, учитывая, что за два года работы по доверительному управлению нами было заключено несколько сотен договоров. Тем не менее мы смогли расторгнуть большую часть из них.

- А зачем вообще вам понадобилось брать акции в доверительное управление?

- Сегодня существует неудовлетворенный спрос на такого рода услуги. Давайте посмотрим на сегодняшний рынок ценных бумаг глазами миноритарного акционера или, говоря по-русски, глазами мелкого держателя акций. Для большой группы акционеров владение акциями было необходимым атрибутом сопричастности с предприятием, вовлеченности в его производственную и социальную жизнь, гарантии стабильности трудовых отношений. Такое положение вещей устраивает человека, пока он является работником данного предприятия. Покинув его по тем или иным причинам, он начинает задумываться о возможности получать дополнительный доход и от владения акциями.   Для нас же,   как проф-участника, доверительное управление помимо получения материальных выгод от вверителя (оплата от полученных дивидендов) подразумевает и возможность концентрации разрозненных голосов множества акционеров в один весомый голос. Такой голос позволяет участвовать в деятельности данного общества, влиять не просто на выплату дивидендов, но также влиять на политику работы ОАО. Кроме того, это база для изучения инвестиционной привлекательности самого предприятия.

- После того как была аннулирована лицензия, ЗАО "Сток энд Траст" лишилось и остальных ее составляющих работ и услуг?

- До недавнего времени у нас было несколько лицензий на различные виды деятельности. Отдельная лицензия на осуществление посреднической и коммерческой деятельности на рынке ценных бумаг, лицензия на деятельность депозитария и лицензия на деятельность по доверительному управлению. Сейчас положение изменилось. Дело в том, что существует мнение Министерства юстиции, в котором определено, что лицензия едина, выдается и отзывается целиком. Это мнение основано на Декрете Президента №17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", где все виды профессиональной и биржевой деятельности объединены в один вид с несколькими подвидами. Хороший декрет по уменьшению лицензируемых видов деятельности, таким образом, ухудшил условия деятельности субъектов хозяйствования. В нашем случае отзыв лицензии уничтожает помимо деятельности по доверительному управлению акциями и другие виды деятельности нашего предприятия. Прежде всего это деятельность депозитария, в котором обслуживается более 100 эмитентов и более 20 000 акционеров - физических лиц. Кроме того, это брокерская и дилерская деятельность по ценным бумагам (в основном - операции с векселями). Необходимо отметить, что каждый из этих видов деятельности имеет разную степень коммерческого риска и риска "допустить нарушение" (думаю, все профучастники поймут, о чем идет речь). Если вы допускаете нарушение в "рисковой" деятельности - страдает все предприятие. Отзыв лицензии фактически уничтожает довольно успешное предприятие - дисциплинированного  налого-плательщика (за текущий неполный год только налогов от финансово-хозяйственной деятельности уплачено около 20млн. BYR). К тому же остаются без работы квалифицированные специалисты, не один год проработавшие на рынке ценных бумаг. Я думаю, что это неправильное положение вещей.

- Давайте вернемся к началу нашей беседы. Что вы имели в виду, упомянув "неформальную" причину?

- Если о формальной причине мы можем говорить уверенно, то в отношении других можно строить только догадки, судя по наличию некоторых признаков. Деятельностью по доверительному управлению мы занимались достаточно продолжительное время, в отчетах указывали о наличии в доверительном управлении акций, и никаких вопросов к нам не возникало. Зато они сразу возникли, когда мы стали заключать сделки по акциям Предприятия "А" и Предприятия "Б" (по понятным причинам я не привожу их официальные названия). Предприятие "А" упоминалось в плане приватизации на 2004 год. Возможно, наша деятельность вступила в противоречие с интересами неких структур, заинтересованных в данных предприятиях.

- Что вы намерены предпринять в связи со сложившейся ситуацией?

- По решению собрания учредителей ЗАО "Сток энд Траст" мы подали жалобу в Комитет по ценным бумагам с просьбой отменить решение Коллегии в связи с несоответствием степени вины и наказанием. Наша жалоба должна быть рассмотрена в десяти- дневный срок. И, естественно,  сделаем все, чтобы в данной ситуации не пострадали интересы наших клиентов и деловых партнеров.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by