Стимулирование продаж белорусских товаров: все больше компаний подключаются к инициативе

В Беларуси быстро растет количество организаций, принимающих на себя обязательства по стимулированию продаж товаров отечественного производства. Если в третьей декаде июля их было около 370, то в начале сентября — уже более 500.
Сотни компаний присоединились к соглашению МАРТ
Субъекты хозяйствования берут на себя обязательства стимулировать продажи белорусских товаров, присоединяясь к Соглашению о сотрудничестве в области повышения эффективности продаж товаров отечественного производства (далее — Соглашение).
МАРТ сообщает, что выполнять положения документа намерены уже более 500 субъектов хозяйствования, в т.ч. торговые организации, операторы связи.
Регулятор предлагает и другим субъектам хозяйствования присоединиться к Соглашению для увеличения доли продаж отечественных товаров на внутреннем рынке.
Ключевая цель Соглашения заключается в том, что организации, которые к нему присоединяются, окажут «всяческое содействие» для увеличения в 2025 г. удельного веса продажи товаров белорусского производства в розничном товарообороте до 63%, в т.ч. по продовольственным товарам — до 85%, по непродовольственным товарам — до 38,1%.
Для сравнения: в 2024 г. доля продаж белорусских товаров в розничном товарообороте опустилась до 56,4%, в т.ч. по продовольственным товарам — до 76,3%, по непродовольственным товарам — до 37,3%.
В МАРТ считают тренд, когда белорусские производители теряют внутренний рынок, крайне нежелательным и поэтому инициировали меры, которые должны способствовать увеличению реализации отечественных товаров на внутреннем рынке.
Белорусским товарам лучшие полки
МАРТ подготовило Соглашение в апреле. Среди прочего документ предусматривает «ежегодное увеличение удельного веса продажи товаров» отечественного производства в розничном товарообороте до 2030 г. в размере «не менее 1% от достигнутых значений за 2025 год».
Для решения этой задачи производителям и торговым организациям предлагается организовать распродажи для увеличения продаж белорусской продукции.
При этом производителям предлагается поставлять товары на внутренний рынок на условиях не хуже, чем на экспорт.
Кроме того, документ предполагает, что присоединившиеся к нему организации обеспечивают выкладку белорусских товаров «на приоритетных местах» и на торговой площади, чей размер не меньше, чем та, которую занимает импортная продукция.
Торговле, в частности, рекомендуется выкладывать отечественные товары «на уровне глаз и рук покупателей», не ниже 90–130 см от пола.
К настоящему времени соглашение подписали госорганы и министерства, которые курируют работу многих организаций в стране, а также компании частной формы собственности.
МАРТ надеется, что количество субъектов хозяйствования, которые присоединятся к документу, будет увеличиваться.