Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стажировки преподавателей за рубежом: максимально усложненный процесс

5 июня 2019 г. Совет министров принял постановление № 367 «Об утверждении Положения о порядке направления педагогических работников на стажировку в организациях иностранных государств».

Необходимость такого документа назрела давно. В то время как вопросы прохождения стажировки внутри республики более-менее отработаны на законодательном уровне, порядок ее прохождения за пределами РБ был фактически отдан на откуп учреждениям высшего образования.

Кроме очевидных проблем, связанных с порядком финансирования стажировок, острыми были вопросы учета рабочего времени в период пребывания за границей, а также сама возможность для руководителя отпустить человека для прохождения зарубежной стажировки в рабочее время. Необходимость разрешения всех этих и других ситуаций актуализируется с медленной, но постепенной интеграцией белорусского высшего образования в мировое образовательное пространство.

Отношение к зарубежным стажировкам в белорусских учреждениях высшего образования неоднозначное и во многом зависит от позиции конкретного руководителя. К сожалению, можно констатировать, что там, где нужно было установить общие рамки, указанное постановление вводит чрезмерное регулирование, во многом выхолащивая процесс организации зарубежных стажировок для профессорско-преподавательского состава, а ведь именно стажировки являются одним из элементов опережающего развития для преподавателей высшей школы.

Так, постановление устанавливает чрезмерно короткий предельный срок стажировки для руководителей из числа профессорско-преподавательского состава – до одной недели.

Конечно, интенции законодателя можно понять – ограничить возможности для злоупотреблений и обеспечить наличие руководящего лица на рабочем месте. С другой стороны, такой короткий срок практически нивелирует значение стажировки для заведующих кафедрами, деканов и др., что абсолютно не соответствует мировой практике.

Постановление излишне бюрократизирует сам процесс направления на зарубежную стажировку. Наверное, это могло бы иметь какой-то смысл, если бы стажировки массово оплачивались белорусской стороной (из республиканского бюджета или за счет собственных средств учреждений высшего образования). Но в стране сложилась устойчивая практика участия в зарубежных стажировках полностью за счет принимающей стороны.

Рискну предположить, что академическая общественность ожидала как раз некоего упорядочения этого процесса:

– безусловного права на минимум одну зарубежную стажировку в год;

– пропорционального снижения учебной нагрузки на время, проведенное за рубежом;

– официального направления на стажировку вместо того, чтобы брать отпуск за свой счет;

– безусловного признания полученного за рубежом документа о прохождении стажировки.

Одной из важнейших проблем является учет рабочего времени профессорско-преподавательского со­става в условиях неравномерной нагрузки.

Так, предположим, что у преподавателя годовая нагрузка составляет 700 часов, из которых 580 приходится на первый семестр (например, так распределены дисциплины). Если этот преподаватель отправляется на стажировку во втором семестре, то есть, фактически не работая полгода, он вправе рассчитывать на 350 часов нагрузки. Что в таком случае делать с переработкой? И что делать в обратной ситуации, когда преподаватель уезжает на стажировку, не отработав значительной части своей на­грузки?

К сожалению, внятного ответа на эти вопросы Положение не содержит.

Зато оно чрезмерно бюрократизирует процесс направления на стажировку. Причем так, что многие условия выглядят сомнительными с точки зрения выполнимости. Так, несколько рискованным представляется строгое планирование стажировок, так как после принятия этого плана нужно будет добиться согласия принимающей стороны. В случае же, если преподаватель заранее заручился этим согласием (что на практике и происходит), то он вынужден будет потом проходить через длительный бюрократический процесс. Напрашивается вопрос – для чего?

Предлагается проводить оформление стажировки через совет учреждения высшего образования, что представляется не таким значимым вопросом для данного коллегиального органа.

Конечно, в постановлении прямо речь идет только о стажировках за счет белорусской стороны (бюджет или собственные средства учреждения высшего образования). Вариант (повторюсь, по-видимому, наиболее распространенный в настоящее время) стажировок полностью за счет принимающей стороны в документе прямо не прописан, а значит, остается вне четкого законодательного поля.

В целом, документ выглядит недостаточно проработанным. Он не решает основных вопросов, связанных с прохождением стажировок за рубежом, в большей степени лишь декларируя право на такое обучение для профессорско-преподавательского состава белорусских учреждений высшего образования.

Причины такого отношения также понятны: международная деятельность отечественных вузов, как явствует в т.ч. из Письма Минобразования «Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2018/2019 учебном году», направлена на экспорт образовательных услуг, а не импорт. Незаинтересованность государства в этом виде деятельности ярко проявилась в представленном постановлении.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by