$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

Ставка рефинансирования: между прошлым и будущим

03.08.2018

Ставка рефинансирования Нацбанка в I полугодии 2018 г. сохранила нисходящую динамику, при этом шаг изменения остался в пределах 0,5 процентного пункта. С 27 июня ее уровень в третий раз достиг исторического минимума в 10% годовых, «пробить» который пока не удавалось под влиянием так называемых внешних шоков для экономики.

Для лучшего восприятия масштабов изменений сделаем небольшой экскурс в историю динамики ключевой ставки центрального банка РБ.

Так, первая в истории суверенной Беларуси ставка рефинансирования, установленная в далеком 1991 г., «стартовала» с 12% годовых. В условиях экономической неопределенности ситуация быстро выходила из-под контроля. Ставка даже и близко не догоняла стремительно разгоняющуюся инфляцию, хотя в 1994 г. достигала своих максимальных значений почти в 500%. Затем белорусскую экономику понемногу удалось «взять в руки» – и ставка начала постепенно снижаться. Ее лучший период совпал с «золотыми» годами нефтяного роста Беларуси, когда дважды к окончанию 2006 г. и 2007 г. она достигала исторического минимума в 10%. Но складывающаяся обстановка тогда не позволила пройти этот уровень. Вообще за 2005–2010 гг. ставка колебалась в узком диапазоне 10–16%.

Впоследствии с интервалом в два года прошли две девальвации белорусского рубля, что довело ставку рефинансирования до уровня 45% к окончанию 2011 г. Вообще таких уровней она достигала в 1996, 1998 и 2002 гг., далеких от стабильности. За последние же 6,5 лет ставка неуклонно двигалась вниз, за исключением девальвации на стыке 2014–2015 гг., когда одномоментно пришлось поднять ее на 1/4 уровня. А с января 2015 г. движение было исключительно нисходящим – вплоть до настоящего момента, когда ставка вновь «уперлась» в исторический минимум (см. график).

Можно отметить и замедление тем­пов снижения ставки рефинансирования. Так, если двумя годами ранее темпы каждого снижения достигали 10% значения, то годом ранее – уже 7%, а последние 4 раза и вовсе по 4–5%, что составляло 0,5 п.п. В перспективе вполне вероятен переход к уменьшению шага изменения ставки до 0,25 п.п. Тем более что подобный опыт у Нацбанка уже был в 2007–2008 гг.

Внутриэкономический контекст принятия решений по изменению ставки рефинансирования базируется на трех ключевых параметрах: темпах инфляции, динамике денежной массы (предложения денег в экономике) и кредитования (в увязке с процентными ставками), а также реального обменного курса белорусского рубля.

Пока инфляция движется в благоприятном направлении и ожидается даже на уровне 5,5% по итогам года. Расчетный параметр «средняя широкая денежная масса» также укладывается в рамки прогноза (11,2% июнь к июню при верхней границе прогноза в 12%). Прирост кредитования синхронен с приростом денежного предложения и в годовом выражении составляет (банки + Банк развития РБ) 12,3%. Рубль также находится вблизи равновесия, а процентные ставки нейтральны (в текущих макроусловиях не создают давления на инфляцию).

Во II полугодии Нацбанк будет стараться поддерживать нейтральность монетарных (предложение и стоимость денег) условий. Необходимо обеспечивать близость и синхронизированность ставок рефинансирования, денежного кредитного и депозитного рынков.

На процентную политику (установление ставок на финансовом рынке) будет влиять степень приближения к достижению целевого показателя по инфляции. При стабильности складывающихся тенденций в экономике можно ожидать уменьшения ставки рефинансирования до исторического рекорда в 9–9,5% годовых через полтора года.

Нацбанк не останавливается на достигнутом и берется за глобальную идею формирования коллективного доверия к экономике в целом и монетарной политике – в частности. Для этого предполагается последовательный переход к управлению ожиданиями субъектов финансового рынка. Для начала Нацбанк берется за строительство новой коммуникационной политики в треугольнике регулятор – рынок – общество. Он собирается шире, глубже и на регулярной основе доступно доносить массам суть принимаемых решений и мер финансовой политики. Уже к окончанию года Нацбанк планирует разместить на своем сайте календарь рассмотрения Правлением вопроса об изменении ставки рефинансирования. Далее, в развитие темы, есть идея проводить регулярные брифинги для СМИ по итогам каждого такого заседания.

Автор публикации: Константин АЛЕХИН