Ставка отчислений в ФСЗН: от хаотичного принуждения к осмысленному порядку
На фоне проводимой в Беларуси политики по либерализации законодательства власти задумались и о снижении ставки отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН, Фонд). По крайней мере, на этот счет высказываются некоторые высокопоставленные чиновники.
Ставку отчислений в ФСЗН действительно необходимо снижать, т.к. в Беларуси она является самой высокой среди государств Евразийского экономического союза. Последнее в условиях отсутствия границ не только снижает конкурентоспособность белорусских предприятий, но и приводит к оттоку высококвалифицированных специалистов из нашей страны в соседние государства.
Однако, говоря о необходимости уменьшения существующей 35%-ной ставки отчислений в ФСЗН, власти не всегда понимают, что сделать это в ближайшее время невозможно по объективным экономическим законам. Как ни парадоксально, по этим же самым законам сохранение статус-кво с отчислениями в Фонд также нежелательно для самой экономики.
Указанное противоречие заложено в существующей системе формирования и использования средств ФСЗН.
Ставка ФСЗН и доходы
Поступления в ФСЗН в нашей стране существенно зависят от категории плательщиков, которые отчисляют обязательные платежи в Фонд. По характеру отчислений в ФСЗН всех белорусских плательщиков условно можно подразделить на 3 категории: государственные предприятия, частные предприятия – льготники и сугубо частные предприятия.
Структура белорусской экономики сформирована таким образом, что госпредприятия, или, точнее, контролируемые государством предприятия (каковым является большинство акционерных обществ), образуют крупнейший сектор в белорусской экономике. Соответственно, данные предприятия являются и основными плательщиками отчислений в Фонд.
Особенности работы госпредприятий – усиленный контроль органов власти над финансово-экономическими показателями деятельности таких предприятий, а также отсутствие реального механизма их оздоровления через процедуру санации (банкротства).
Последнее наглядно видно на примере убыточных государственных сельхозпредприятий, численность которых в последние годы существенна. Именно ситуация с такими организациями, имеющими основную задолженность по отчислениям в ФСЗН, позволяет понять всю уязвимость поступлений в Фонд от госпредприятий.
Так, попытка директивного увеличения зарплаты до 1 тыс. BYN по всем предприятиям без учета их финансового состояния на практике может привести лишь к росту задолженности по отчислениям в ФСЗН, даже при снижении ставки отчислений в Фонд.
Очевидно, что добиться увеличения поступлений в Фонд без изменения подходов к управлению госпредприятиями не получится. Для госпредприятий уровень зарплаты, а соответственно, и суммы отчислений в ФСЗН, зависит зачастую от директивного управления, а не от ставки отчислений в Фонд. В свою очередь, экономически неэффективной является и существующая ставка отчислений в ФСЗН, снижающая конкурентоспособность белорусских предприятий на внешнем и внутреннем рынках.
Несколько отличная ситуация для сугубо частных предприятий. Речь в данном случае не идет об акционерных обществах, которые, формально являясь негосударственными, по факту зачастую контролируются государством и поэтому экономически относятся скорее к госпредприятиям.
Для сугубо частных предприятий снижение ставки отчислений в ФСЗН может стать действенным стимулом для увеличения официальной зарплаты и, соответственно, потенциального роста поступлений в Фонд. Отрицательным в данной ситуации является различный подход государства к разным категориям частных предприятий.
Так, для отдельных категорий частных предприятий (например, резидентов Парка высоких технологий) государством установлен льготный порядок отчислений в ФСЗН: если зарплата превышает определенный размер, отчисления в Фонд с этого превышения не начисляются. Для данной категории плательщиков отчислений в ФСЗН снижение ставки приведет лишь к аналогичному снижению поступлений в Фонд.
Соответственно, единственная категория плательщиков, для которых снижение ставки отчислений в Фонд будет эффективным, – сугубо частные предприятия, не пользующиеся льготами по отчислениям в ФСЗН.
При этом снижение ставки отчислений в Фонд даже для этих предприятий не приведет к быстрому росту поступлений в ФСЗН, т.к. необходимо учитывать временной лаг, при котором предприятия смогут поверить в искренность государства и оценить свои финансовые возможности по официальному повышению зарплаты для своих работников.
Поэтому государство должно учитывать этот временной лаг, при котором будут снижены поступления в ФСЗН, которые должны быть компенсированы из бюджета.
Ставка ФСЗН и расходы
Еще одним фактором, влияющим на возможность снижения ставки отчислений в бюджет ФСЗН, является существующая система расходов Фонда.
Речь, в частности, идет о непрофильном расходовании средств ФСЗН, когда денежные средства направляются на цели, не предусмотренные законодательством о Фонде. Так, из бюджета ФСЗН, например, в последние годы финансировались выплаты пенсий военнослужащим, которые должны выплачиваться из госбюджета.
Неоднозначна и ситуация с выплатой пенсий госслужащим. При одинаковой зарплате, а соответственно, и отчислениях в Фонд, госслужащего и другого гражданина пенсионные выплаты для госслужащего существенно выше, что ведет к «вымыванию» денег из бюджета ФСЗН.
Указанная ситуация связана с единым подходом государства к расходованию денег, поступающих как в госбюджет, так и в бюджет Фонда. В соответствии с законодательством средства ФСЗН являются средствами государственного соцстрахования, а значит, рассматриваются чиновниками также как средства госбюджета.
То есть, несмотря на то, что формально отчисления в ФСЗН не являются налогами, по факту отчисления в Фонд – это обязательные безвозмездные и безвозвратные перечисления в госбюджет ФСЗН. Данные отчисления в Фонд фактически не персонифицированы, хотя и платятся с зарплат конкретных работников: чиновники используют их по своему усмотрению на выплату текущих обязательств по пенсиям.
В этой связи пенсия работников фактически будет зависеть не от их отчислений в бюджет ФСЗН, а от зарплат будущих работников. Данная система расходования бюджета Фонда не стимулирует частные лица к большим отчислениям в ФСЗН, а значит, снижение ставки может не привести к ожидаемому росту поступлений в ФСЗН.
Таким образом, один лишь переход к персонифицированной накопительной системе пенсионного страхования с введением обязательной и добровольной ставки отчислений в Фонд позволит стимулировать граждан к дополнительным отчислениям в ФСЗН.
При этом дополнительным стимулом к росту отчислений в Фонд может стать выбор граждан между государственным и частными пенсионными фондами, а также законодательный и фактический запрет на использование средств госбюджета ФСЗН на другие цели, не предусмотренные законодательством.
***
Возможности снижения отчислений в ФСЗН неразрывно связаны с возможностями изменения системы формирования и использования денежных средств Фонда. При этом только комплексный подход к данному вопросу позволит безболезненно для экономики и граждан Беларуси изменить ставку отчислений в ФСЗН.