$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Ставка отчислений в ФСЗН: от хаотичного принуждения к осмысленному порядку

05.10.2018

На фоне проводимой в Беларуси политики по либерализации законодательства власти задумались и о снижении ставки отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН, Фонд). По крайней мере, на этот счет высказываются некоторые высокопоставленные чиновники.

Ставку отчислений в ФСЗН действительно необходимо снижать, т.к. в Беларуси она является самой высокой среди государств Евразийского экономического союза. По­следнее в условиях отсутствия границ не только снижает конкурентоспособность белорусских пред­приятий, но и приводит к оттоку высококвалифицированных специалистов из нашей страны в соседние государства.

Однако, говоря о необходимости уменьшения существующей 35%-ной ставки отчислений в ФСЗН, власти не всегда понимают, что сделать это в ближайшее время невозможно по объективным экономическим законам. Как ни парадоксально, по этим же самым законам сохранение статус-кво с отчислениями в Фонд так­же нежелательно для самой экономики.

Указанное противоречие заложено в существующей системе формирования и использования средств ФСЗН.

Ставка ФСЗН и доходы

Поступления в ФСЗН в нашей стране существенно зависят от категории плательщиков, которые отчисляют обязательные платежи в Фонд. По характеру отчислений в ФСЗН всех белорусских плательщиков ус­ловно можно подразделить на 3 категории: государст­венные предприятия, частные пред­приятия – льготники и сугубо частные предприятия.

Структура белорусской экономики сформирована таким образом, что госпредприятия, или, точнее, контролируемые государством пред­приятия (каковым является большинство акционерных обществ), образуют крупнейший сектор в белорусской экономике. Соответст­венно, данные предприятия являются и основными плательщиками отчислений в Фонд.

Особенности работы госпредприятий – усиленный контроль органов власти над финансово-экономическими показателями деятельности таких предприятий, а также отсутствие реального механизма их оздоровления через процедуру санации (банкротства).

Последнее наглядно видно на примере убыточных государст­венных сельхозпредприятий, численность которых в последние годы существенна. Именно ситуация с такими организациями, имеющими основную задолженность по отчислениям в ФСЗН, позволяет понять всю уязвимость поступлений в Фонд от госпредприятий.

Так, попытка директивного увеличения зарплаты до 1 тыс. BYN по всем предприятиям без учета их финансового состояния на практике может привести лишь к росту задолженности по отчислениям в ФСЗН, даже при снижении ставки отчислений в Фонд.

Очевидно, что добиться увеличения поступлений в Фонд без изменения подходов к управлению гос­предприятиями не получится. Для госпредприятий уровень зар­платы, а соответственно, и суммы отчислений в ФСЗН, зависит зачастую от директивного управления, а не от ставки отчислений в Фонд. В свою очередь, экономически неэффективной является и существующая ставка отчислений в ФСЗН, снижающая конкурентоспособность белорусских пред­приятий на внешнем и внут­реннем рынках.

Несколько отличная ситуация для сугубо частных предприятий. Речь в данном случае не идет об акционерных обществах, которые, формально являясь негосударственными, по факту зачастую контролируются государством и поэтому экономически относятся скорее к госпредприятиям.

Для сугубо частных предприятий снижение ставки отчислений в ФСЗН может стать действенным стимулом для увеличения официальной зарплаты и, соответственно, потенциального роста поступлений в Фонд. Отрицательным в данной ситуации является различный под­ход государства к разным категориям частных предприятий.

Так, для отдельных категорий частных предприятий (например, резидентов Парка высоких технологий) государством установлен льготный порядок отчислений в ФСЗН: если зарплата превышает определенный размер, отчисления в Фонд с этого превышения не начисляются. Для данной категории плательщиков отчислений в ФСЗН снижение ставки приведет лишь к аналогичному снижению поступлений в Фонд.

Соответственно, единственная категория плательщиков, для которых снижение ставки отчислений в Фонд будет эффективным, – сугубо частные предприятия, не пользующиеся льготами по отчислениям в ФСЗН.

При этом снижение ставки отчислений в Фонд даже для этих предприятий не приведет к быст­рому росту поступлений в ФСЗН, т.к. необходимо учитывать временной лаг, при котором пред­приятия смогут поверить в искренность государства и оценить свои финансовые возможности по официальному повышению зар­платы для своих работников.

Поэтому государство должно учи­тывать этот временной лаг, при котором будут снижены по­ступления в ФСЗН, которые должны быть компенсированы из бюджета.

Ставка ФСЗН и расходы

Еще одним фактором, влияющим на возможность снижения ставки отчислений в бюджет ФСЗН, является существующая система расходов Фонда.

Речь, в частности, идет о непрофильном расходовании средств ФСЗН, когда денежные средства направляются на цели, не предусмотренные законодательством о Фонде. Так, из бюд­жета ФСЗН, например, в последние годы финансировались вы­платы пенсий военнослужащим, которые должны выплачиваться из госбюджета.

Неоднозначна и ситуация с вы­платой пенсий госслужащим. При одинаковой зарплате, а соответственно, и отчислениях в Фонд, госслужащего и другого гражданина пенсионные выплаты для гос­служащего существенно выше, что ведет к «вымыванию» денег из бюджета ФСЗН.

Указанная ситуация связана с единым подходом государства к расходованию денег, поступающих как в госбюджет, так и в бюджет Фонда. В соответствии с законодательством средства ФСЗН являются средствами государственного соцстрахования, а значит, рассматриваются чиновниками также как средства госбюджета.

То есть, несмотря на то, что формально отчисления в ФСЗН не являются налогами, по факту отчисления в Фонд – это обязательные безвозмездные и безвозвратные перечисления в госбюджет ФСЗН. Данные отчисления в Фонд фактически не персонифицированы, хотя и платятся с зар­плат конкретных работников: чиновники используют их по своему усмотрению на выплату текущих обязательств по пенсиям.

В этой связи пенсия работников фактически будет зависеть не от их отчислений в бюджет ФСЗН, а от зарплат будущих работников. Данная система расходования бюджета Фонда не стимулирует частные лица к большим отчислениям в ФСЗН, а значит, снижение ставки может не привести к ожидаемому росту поступлений в ФСЗН.

Таким образом, один лишь переход к персонифицированной накопительной системе пенсионного страхования с введением обязательной и добровольной ставки отчислений в Фонд позволит стимулировать граждан к дополнительным отчислениям в ФСЗН.

При этом дополнительным стимулом к росту отчислений в Фонд может стать выбор граждан меж­ду государственным и частными пенсионными фондами, а также законодательный и фактический запрет на использование средств госбюджета ФСЗН на другие цели, не предусмотренные законодательством.

***

Возможности снижения отчислений в ФСЗН неразрывно связаны с возможностями изменения системы формирования и использования денежных средств Фонда. При этом только комплексный подход к данному вопросу позволит безболезненно для экономики и граждан Беларуси изменить ставку отчислений в ФСЗН.

Автор публикации: Александр ЖУК, аудитор, alex_asper@mail.ru