$

2.5448 руб.

2.8702 руб.

Р (100)

3.4543 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Исследования

Белорусы и их автомобили

29.10.2021
Белорусы и их автомобили
Фото: Мария Хрусталева / neg.by

В последнее воскресенье октября в Беларуси традиционно отмечается День автомобилиста и дорожника – профессиональный праздник всех водителей и работников дорожного хозяйства.

Редакция «ЭГ» от всей души поздравляет с этим знаменательным днем. Желаем ровных дорог, только планового ремонта и обслуживания и всегда благополучного прибытия в пункт назначения.

Специально по случаю праздника подготовили обзор, посвященный текущему состоянию отрасли с учетом личного транспорта белорусов.

 

Личный автомобиль есть у каждого третьего белоруса

По данным МВД, по состоянию на начало 2020 г. белорусским организациям принадлежали 32 тыс. автобусов, 262,5 тыс. грузовых и 135,4 тыс. легковых автомобилей. В личной собственности граждан находилось 11 тыс. автобусов, 149,2 тыс. грузовых и 3,15 млн легковых автомобилей. Таким образом, самая массовая категория транспорта – легковые автомобили. Обеспеченность ими населения в среднем по республике составляет 298 шт. на 1000 человек. Отметим, что это значение достаточно сильно варьируется в зависимости от области, причем в столичном регионе это значение не самое высокое. Больше всего автомобилей в расчете на 1000 человек населения зарегистрировано в Гродненской области – 385 единиц, что на 18% больше, чем в столице (326). Немного меньше, но по-прежнему больше, чем в Минске, автомобилей наблюдается в Брестской (357), Минской (346) и Витебской (334) областях. И наконец, самая низкая обеспеченность населения автомобилями зафиксирована в Могилевской и Гомельской областях – 315 и 295 единиц соответственно. Следует отметить, что в 2020 г. прирост автомобилей в личной собственности граждан заметно снизился и составил 1,3% против 1,96% в 2018 г. и 2,1% в 2019 г.

 

37% проданных дилерами автомобилей – белорусские или российские

По данным Автомобильной ассоциации «БАА», объем продаж новых автомобилей за 2020 год составил 52 768 единиц. Это на 18,2% меньше, чем в «доковидном» 2019 г. (64 504), и почти столько же, как в 2018 г. (52 768). В пятерку самых продаваемых марок вошли LADA (10 342), Geely (9200), Renault (6892), Volkswagen (5538), Kia (3742). На долю этих производителей пришлось более половины всех проданных дилерами автомобилей.

Обратим внимание, что продажи автомобилей белорусского производства по сравнению с прошлым годом выросли более чем на 30%. Это может быть связано с действующими программами продаж, предполагающими кредитование и рассрочки на льготных условиях, что могло повлиять на динамику сбыта в условиях снижения реальных доходов населения. В разрезе модельного ряда наибольшую популярность имеют автомобили B-класса с долей рынка 40,3%. Самые востребованные модели в этой категории – LADA Vesta, Volkswagen Polo, Kia Rio. 

 

Спасибо стимулам: электрокары приобретают популярность

Следует отметить, что, несмотря на дальнейшее увеличение количества транспорта в РБ, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сокращается. Если в 2016 г. выбросы от мобильных источников составляли 791,7 тыс. т, то за 2020 год – 721 тыс. т (–8,6%), хотя количество легковых автомобилей в личной собственности граждан за этот период выросло на 7,3% (с 2920 тыс. шт. по 3134,5 тыс. шт.).

Данная тенденция связана с приобретением более новых и эффективных моделей автомобилей, работающих на традиционных видах топлива, а также с ростом популярности электрокаров. Если на конец 2015 г. в стране насчитывалось лишь 27 электромобилей, то в декабре 2020 г. было зарегистрировано уже 1600, а к июлю 2021 г. их число выросло до 4000 (+150% за 7 месяцев). При этом больше половины электромобилей (2112 единиц) были ввезены в страну в 1-ом полугодии 2021 г. – больше, чем за весь прошлый год (1810 единиц). Столь высокий рост числа ввозимых электрокаров в 1-ом полугодии этого года обусловлен принятием в марте 2020 г. Указа от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей», который создает благоприятные условия для ввоза электротранспорта для личного пользования и придает дополнительную динамику развитию электромобильной инфраструктуры. Если в марте 2020 г. в Беларуси функционировало 200 зарядных станций, то в июле их было уже 450. К концу года в планах чиновников довести количество точек для зарядки электрокаров до 600 единиц.

 

Не забывайте о безопасности

Важной составляющей транспортного сообщения являются дороги. Совокупная протяженность автомобильных дорог общего пользования по состоянию на начало 2020 г. составляла 102,8 тыс. км, из которых 86,7% были дорогами с твердым покрытием. Строительство новых дорог и свое­временное обновление и ремонт старых являются важной составляющей государственной инвестиционной программы. Ежегодно на развитие и содержание автомобильных дорог у нас в стране из госбюджета направляется более 100 млн руб. Например, текущей инвестиционной программой на эти цели предусмотрено выделение 104,5 млн руб. в 2021 г. и еще 129,9 млн руб. в 2022 г.

Не стоит забывать, что автомобиль – не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности для участников дорожного движения. По данным МВД, за 2020 год произошло 3599 ДТП, в которых погибло 575 и получили травмы 3732 человека. Более 39,5% всех ДТП приходятся на столичный регион и Минскую область, а самая высокая концентрация случаев, в которых пострадали люди, – в Минском районе. Здесь каждое пятое ДТП заканчивается трагическим образом. Берегите себя и не забывайте о близких.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное