Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Станция технического обслуживания. Отдельные вопросы

Фото: kyivshid.com.ua

В статье в виде вопросов–ответов приведены отдельные ситуации, возникающие в деятельности станций технического обслуживания автомобилей (далее – СТО).

 

1. Каков порядок учета отработанных масел на СТО?

Правовые основы обращения с отходами определены Законом № 271-З1.

Согласно п. 1 ст. 35 Закона № 271-З учет отходов ведется юридическими лицами и ИП, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Минприроды.

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами.

Производственные отходы разделяются по видам в зависимости от агрегатного состояния (твердые, жидкие), степени опасности (опасные и неопасные), возможности их использования (на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства) (п. 1 ст. 15 Закона № 271-З).

Общая классификация отходов (код, наименование, степень и класс опасности) приведена в Классификаторе отходов2.

Отработанные масла относятся к вторичным материальным ресурсам и могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья (п.п. 2, 3 ст. 1 Закона № 271-З).

Согласно Классификатору отходов:

­ – синтетические и минеральные масла отработанные относятся к отходам с кодом 5410201, 3-й класс опасности;

– масла моторные отработанные – к отходам с кодом 5410202, 3-й класс опасности;

 – масла дизельные отработанные – код 5410203, 3-й класс опасности;

 – масла трансмиссионные отработанные – код 5410206, 3-й класс опасности, и др.

Отработанные смазочные материалы токсичны, имеют невысокую степень биоразлагаемости (10–30%) и являются ценными отходами, которые могут вовлекаться во вторичный оборот, в т.ч. сдачу на пункты регенерации и переработки их в полноценные горюче-смазочные материалы.

Общие правила сбора, хранения, учета, перевозки, приема и/или отпуска и рационального использования отработанных нефтепродуктов определены ТКП 17.11-05-20123.

ТКП 17.11-05-2012 распространяется на отработанные трансмиссионные, гидравлические, индустриальные, компрессорные и другие масла (разд. 1 ТКП 17.11-05-2012).

Сбор отходов масел может осуществляться в подземных и наземных резервуарах, металлических бочках или канистрах, а также в иной таре и упаковке, предназначенных для хранения отработанных нефтепродуктов (за исключением тары и упаковки из материалов, способствующих накоплению статического электричества), установленных на специально оборудованных площадках. Площадки должны иметь твердое покрытие. Для предупреждения разлива металлические бочки или канистры, а также иная тара и упаковка для сбора отработанных нефтепродуктов должны устанавливаться на поддонах, выполненных из маслостойкого материала (разд. 6 ТКП 17.11-05-2012).

Пунктом 8.3 разд. 8 ТКП 17.11-05-2012 установлено, что организации, у которых образуются отработанные нефтепродукты, имеют право, на основании технических условий, согласованных в установленном порядке, использовать их в качестве компонента котельно-печного топлива.

Порядок ведения организацией при осуществлении хозяйственной и иной деятельности учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов, иных видов воздействия на окружающую среду и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды определен ТКП 17.02-12-20144.

По мере образования отработанного масла и его сбора, в местах  образования (к примеру, ремонт­ный цех) до определенного объема (бочка, канистра и др.) масло подлежит перемещению на место его временного хранения, определенного «Кар­той-­схемой хранения отходов производства» (приложение к инструкции по обращению с отходами организации) (п. 19 Инструкции № 455) с последующим его использованием, в т.ч. и передаче на захоронение.

Как факт поступления отработанного масла в места хранения, так и факт его использования или захоронения, подлежат отражению в книгах учета отходов (п. 12.1 разд. 12, п. 13.1 разд. 13 ТКП 17.02-12-2014) и не зависят от вида отходов (воз­вратные или безвозвратные).

Списанные отработанные масла (возвратные отходы), использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками), или подлежащие сдаче в виде вторичных ресурсов приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов (п. 68 Инструкции № 1336).

В бухгалтерском учете оприходованные возвратные отходы отражаются по дебету соответствующих субсчетов сч. 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат на производство 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства») (ч. 17 п. 16 Инструкции № 507).

Безвозвратные отходы в бухучете не отражаются, так как не являются активами, способными в будущем приносить экономическую выгоду организации (абз. 2 ст. 1 Закона № 57-З8).

 

2. Какой максимальный срок полезного использования (СПИ) можно установить для двухстоечного электрогидравлического подъемника?

В соответствии с п. 17 Инструкции № 37/18/69, вне зависимости от использования (неиспользования) объектов основных средств в предпринимательской деятельности организацией определяется нормативный срок их службы (НСС) в соответствии с постановлением № 16110 в зависимости от видов основных средств в соответствии с их классификацией.

Двухстоечный электрогидравлический подъемник используется при обслуживании легковых автомобилей, легких грузовиков и внедорожников. По конструкции подъемник представляет собой систему из двух вертикально стоящих металлических стоек, связанных (синхронизированных) между собой системой тросов либо цепей и имеет асимметричные подъемные лапы телескопической конструкции. Подъемник оборудован электрогидравлическим приводом.

В соответствии с приложением к постановлению № 161 к основным средствам с шифром 41734, НСС 8 лет относится подъемник автомобильный.

Согласно п. 21 Инструкции № 37/18/6 СПИ устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.

Нижняя и верхняя границы диапазона СПИ рассчитываются путем умножения НСС, в т.ч. определенного с учетом п. 18 Инструкции № 37/18/6, на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6. При этом нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года, за исключением случая возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, по которым СПИ определяется комиссией с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов.

Наибольший СПИ, которому соответствует наименьшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирается по усмотрению комиссии при освоении рынка, ухудшении возможности реализации продукции (работ, услуг) по причине неконкурентоспособности с учетом особенностей отдельных видов производства.

В соответствии с приложением 3 к Инструкции № 37/18/6 диапазон СПИ для объектов, относимых к укрупненной группе основных средств «Машины и оборудования», составляет от 0,5 до 1,5 НСС.

Таким образом, руководствуясь положениями п.п. 21, 24, 67, приложением 3 к Инструкции № 37/18/6, максимальный СПИ подъемника может быть установлен в пределах 12 лет (8 х 1,5).

 

3. Собственными силами работников СТО изготовлен стеллаж для хранения запасных частей. Как отразить стеллаж в учете?

В ГОСТ 18338-7311приведено следующее определение:

– стеллаж – многоярусное устройство для хранения штучных грузов.

В соответствии с п. 1 Инструкции  № 133 в качестве запасов к бухучету принимаются активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации.

К запасам относятся в т.ч. инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснаст­ка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и приспособления (далее – отдельные предметы в составе средств в обороте) (п. 3 Ин­струкции № 133).

Учитывая назначение стеллажа и его конструкцию, стеллаж не относится ни к сооружениям, ни к оборудованию. Предметы, не относящиеся к сооружениям и оборудованию, относятся к инвентарю и принадлежностям.

Вместе с тем следует отметить, что положения Инструкции № 133 не применяются в отношении инвентаря, которые в соответствии с учетной политикой организации относятся к основным средствам (абз. 7 п. 4 Инструкции № 133).

Организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при выполнении условий признания, определенных п. 4 Инструкции № 2612.

В соответствии с приложением к Постановлению № 161 стеллажи относятся к основным сред­ствам с шифром 70014 и НСС 20 лет.

Таким образом, в зависимости от положений учетной политики, стеллаж может быть включен в состав запасов как отдельный предмет в составе средств в обороте или в состав основных средств.

В качестве критерия отнесения инвентаря к запасам или основным средствам может быть выбран: стоимостной критерий, производственный признак, сочетание указанных критериев и др.

Организация при ведении хозяйственной деятельности может изготовить имущество, предназначенное для собственного потребления. К учету оно принимается по фактической себестоимости, т.е. в сумме фактических затрат на его изготовление.

Себестоимость изготовленного стеллажа может складываться из стоимости сырья и материалов, стоимости израсходованного топлива и энергии, заработной платы и других затрат на его изготовление (ч. 3 п. 10 Инструкции № 26; п.п. 6, 9 Ин­струкции № 133).

Если стеллаж относится к основным средствам, то, на основании ч. 4 п. 11 Инструкции № 26, фактические затраты, связанные с его созданием, отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» (субсч. 08-1 «Приобретение и создание основных средств») в корреспонденции с кредитом сч.сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Сформированная первоначальная стоимость стел­лажа отражается по дебету сч. 01 «Основные средства» и кредиту сч. 08.

Основанием для ввода стеллажа в эксплуатацию является акт о приеме–передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению № 2313 (п. 9 Инструкции № 26).

Если стеллаж относится к запасам, то его передача (сдача) в состав средств в обороте собственного изготовления на склады организации в бух­галтерском учете отражается по дебету сч. 10 «Материалы» (субсч. 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструмент») и кредиту сч.сч. 20, 23 по фактической себестоимости, которая определяется в порядке, установленном для исчисления себестоимости соответствующих видов продукции (п.п. 9, 106 Инструкции № 133).

Передача стеллажа в эксплуатацию может быть оформлена требованием-накладной, требованием, накладной (п. 57 Инструкции № 133).

 Порядок списания стоимости стеллажа, отраженного в учете как инвентарь, определяется учетной политикой организации (абз. 5 п. 107 Инструкции № 133).

 

4. СТО оказывает услуги автомойки. Есть ли нормы списания моющих средств, используемых при оказании данной услуги?

Техническое обслуживание и ремонт транспорт­ных средств, к которым относятся, в т.ч., мойка и полировка автомобилей, являются бытовыми услугами, отношения в которых между потребителями и исполнителями регулируются Правилами № 159014.

Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах, в т.ч. химических средств, определены Ин­струкцией № 133.

 Согласно общему порядку использования материалов по мере их отпуска со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве они списываются с кредита сч. 10 в дебет счетов учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) (п. 60 Инструкции № 133).

Основанием для списания химических средств является отчет об их расходе.

Моющие средства, применяемые для мойки автомобилей (автошампуни), представляют собой композиции из специальных добавок и органических веществ, которые облегчают процесс мойки.

Учитывая, что указанные выше химические средства, используемые при мойке автомобилей, не относятся к топливу, тепловой или электрической энергии, их расход нормированию не подлежит как в бухгалтерском, так и налоговом учете (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса, п. 60, ч. 3 п. 83 Инструкции № 133, ст. 1 Закона № 239-З15).

Вместе с тем для целей обоснованности расхода используемых моющих веществ, установления их планового количества, необходимого для оказания услуги и обеспечения наиболее рационального и эффективного их использования, автор рекомендует разработать указанные нормы самостоятельно.

При этом следует учитывать способы мойки (ручная, полумеханизированная и механизированная), виды используемых моющих веществ, технические характеристики используемого моечного оборудования (давление, температура воды) и др. факторы.

В частности, ручная мойка производится из шланга; при полумеханизированной мойке одну часть автомобиля (шасси или кузов) обмывают ручным способом, а другую – механизированным; при механизированной мойке применяют струйные или струйно-щеточные установки, действующие автоматически или управляемые оператором.

Соответственно, расход моющих веществ при различных способах мойки будет отличаться.

При разработке норм следует руководствоваться ГОСТ 14.322-8616.


1Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З).

2Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утв. постановлением Минприроды от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор отходов).

3ТКП 17.11-05-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами», утв. постановлением Минприроды от 23.07.2012 № 15-Т (далее – ТКП 17.11-05-2012).

4ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области окружающей среды», утв. постановлением Минприроды от 03.03.2014 № 2-Т (далее – ТКП 17.02-12-2014).

5Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утв. постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45 .

6Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).

7Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50.

8Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

9Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

10Постановление Минэкономики от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее – постановление № 161).

11ГОСТ 18338-73 «Тара производственная и стеллажи. Термины и определения», введенный в действие постановлением Госстандарта от 17.12.1992 № 3.

12Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

13 Постановление Минфина от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме–передаче основных средств, акта о приеме–передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме–передаче основных средств и акта о приеме–передаче нематериальных активов».

14Правила бытового обслуживания потребителей, утв. постановлением Совмина от 14.12.2004 № 1590.

15Закон от 8.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении».

16ГОСТ 14.322-86 «Нормирование расхода материалов. Основные положения», введенный в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине от 17.12.1992 № 3.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by