Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Международные отношения
08.09.2020 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стадия торга. Минск интенсифицировал переговоры с Москвой

Фото: pixabay.com

Минувшая неделя отметилась сразу двумя визитами на высоком уровне между Беларусью и Россией. Сначала переговоры в Москве со своим коллегой Сергеем Лавровым провел глава МИД Владимир Макей, на следующий день в Минске встречали премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Все это делается перед анонсированным визитом в Россию Александра Лукашенко. Стороны активизировали переговорный процесс, осталось понять – о чем именно.

Мы можем опираться только на опубликованные фрагменты переговоров и официальные заявления по их итогам, а их немного.

В столице РФ 2 сентября Макей заявил, что стороны осуждают попытки «давления заинтересованных внешних сил» и «революционных потрясений». По его мнению, «любые, даже «плохие» выборы будут способствовать эволюционному движению страны вперед».

Высказался он и о намерении действующей власти в будущем внести изменения в Конституцию, однако глава МИД не смог уточнить, будут ли поправки приняты «через год, два или полтора».

Макей раскритиковал страны Балтии за введение ими визовых санкций против белорусских чиновников и анонсировал для этих государств контрсанкции со стороны Беларуси.

Лавров заявил о «раскачивании обстановки» в нашей стране и пригрозил тем, кто «уже не один год пытается путем неуклюжих заигрываний с Минском оторвать Белоруссию от России», дать достойный ответ. Затем он обвинил страны ЕС и НАТО в деструктивных действиях в отношении Минска, а в подготовке «дестабилизации ситуации» в Беларуси – Украину. Киев тут же прокомментировал это заявление, назвав его, ни много ни мало, «бредом».

Наиболее важное высказывание Лаврова, пожалуй, о том, что Россия выступает против международного посредничества для урегулирования политического кризиса в Беларуси. Такие предложения Москва расценивает как вмешательства в наши внутренние дела. При этом звучащие заявления со стороны РФ, обещания о подготовке силового резерва для борьбы с «экстремистами» здесь, работа российских специалистов на белорусском государственном телевидении трактуются как помощь со стороны партнера по Союзному государству.

По законам «военного времени»

Менее публичными были переговоры 3 сентября на уровне глав правительств. Роман Головченко говорил также о попытках внешних сил «опрокинуть государство» и вбить клин между отношениями Беларуси и России. Белорусский премьер подчеркнул важность взаимодействия с Москвой как основным торговым партнером и инвестором.

Мишустин со своей стороны высказался против «всякого рода угроз, применения односторонних санкций и иных нелегитимных ограничительных мер» со стороны Запада в отношении Минска. Он также сообщил, что стороны достигли договоренностей по оплате энергоносителей. Подробности не сообщаются. Однако ранее со стороны «Газпрома» звучали заявления о том, что белорусская сторона имеет задолженность за газ более 300 млн USD. Белорусские власти эту цифру не подтверждали.

Отдельно Мишустин встретился с Александром Лукашенко. Действующий Глава государства поблагодарил Россию за то, что она «подключилась в тяжелую минуту и помогла хотя бы в экономике серьезно стабилизироваться» и «от нас не отвернулась в эти трудные времена».

Сложно понять, что имелось в виду. По данным Белстата, в январе-июне товарооборот с РФ составил 13,2 млрд USD, при этом он снизился к аналогичному прошлогоднему периоду на 21,5%. Сальдо – не в нашу пользу: –1,1 млрд. При этом за июнь импорт прирос больше, чем экспорт.

Остальной разговор шел в политической плоскости. Лукашенко заявил, что белорусской разведке удалось перехватить переговоры «Варшавы с Берлином», в ходе которых утверждалось, что Запад проводит различные действия, чтобы «отбить охоту Путину сунуть нос в дела Беларуси».

В СМИ и соцсетях активно обсуждается аудиозапись, которая преподносится как перевод этого разговора на русский язык; ее опубликовала пресс-служба Президента. За неимением достоверной информации о происхождении этой записи можно выразить разве что только собственные впечатления: по стилистике перевода это совсем не похоже на западный дипломатический язык, а поскольку оригинал опубликован не был, оценивать ее подлинность стоит с позиции веры, а не восприятия факта.

И, собственно, все. Кроме сообщения о договоренностях по оплате энергоносителей, визит российского премьера в Минск больше ничем не отметился.

Но то, что речь могла идти о чем-то большем, косвенно подтверждает высказывание Лукашенко на субботнем заседании Совета Безопасности. «Надо отдать должное, и с Россией договоренности, межправительственные консультации дают положительный результат»– заявил он.

В целом на заседании речь шла о необходимости стабилизации экономики. Ситуация при этом была представлена в весьма своеобразном ракурсе. Лукашенко заявил: «Главный вопрос, который мы должны сейчас обсудить, – это не только безопасность, стабильность нашего государства, но как мы, люди в погонах, должны обеспечить нормальное функционирование предприятий, чтобы экономика давала нам результат».

То есть речь идет даже не об административном нажиме, а о контроле экономических процессов со стороны силового блока или применении методов «военного времени» в управлении. Все это свидетельствует о понимании отсутствия ресурсов, которые могли бы предотвратить сползание экономики в глубокую рецессию.

Вопрос об анонсированном Лукашенко кредите со стороны РФ в 1 млрд USD для рефинансирования прежних заимствований пока висит в воздухе. В Минске стороны об этом публично ничего не заявляли. В Минфине РФ сообщили, что сейчас идет обсуждение этого вопроса «на техническом уровне».

В знакомой обстановке, но не как раньше

Президенты двух стран проведут переговоры в Москве предположительно 14 сентября. Внимания к ним будет значительно больше, чем ко всем предыдущим их встречам, коих за последние годы были десятки. Во-первых, мало кто знает об истинных намерениях каждой из сторон. Во-вторых, они давно не проходили при таком неравенстве сил и не в пользу белорусского руководства.

Фактически руководство РФ сейчас выступает единственным «адвокатом» белорусских властей после событий, связанных с президентскими выборами и их последствиями.

Слишком много пока неизвестных, чтобы делать однозначные выводы. Однако ясно, что новый кредит, если он реален, будет выделен не по доброте душевной и не за разговоры об общем отечестве «от Бреста до Владивостока». Возобновятся разговоры или об усилении интеграции, или о заинтересованности российской стороны в приобретении белорусских активов (деньги-то сейчас очень нужны), или о том и другом, вместе взятом.

По одной из версий, российскому руководству пришлась по вкусу идея о белорусских контрсанкциях и переброске транзитных потоков из литовских и латвийских портов в российские.

Так или иначе, привязка Беларуси к российской экономике может усилиться уже в ближайшие месяцы. А кредиты все равно отдавать придется.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений