Сроки в договоре поставки товаров: что нужно помнить продавцу и покупателю

Договор поставки предполагает, что одна сторона (продавец) передает другой стороне (покупателю) товар и получает за это оплату. Чтобы внести ясность и определенность в отношения сторон, в договоре поставки, как правило, прописывается срок, когда товар должен быть передан покупателю. Однако если условие о сроке поставки товара в договоре сформулировано некорректно и не соответствует фактическим договоренностям между продавцом и покупателем, это может привести к судебным спорам. Разберем вопросы, которые чаще всего возникают на практике.
Исчисление сроков в договоре поставки
Законодательство предусматривает следующие способы поставки:
- поставка в установленный в договоре срок, который, как правило, представляет собой определенный временной промежуток;
- поставка к строго определенному сроку, если из договора ясно вытекает, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает интерес к договору;
- поставка отдельными партиями или в соответствии с графиком поставки: в этом случае в договоре фиксируются периоды поставки (ежемесячно, еженедельно, ежеквартально).
Срок поставки может определяться:
- календарной датой;
- истечением периода времени, который может быть выражен годами, месяцами, неделями, днями или часами;
- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (судебная практика не всегда однозначно определяет, что следует относить к таким неизбежным событиям; как правило, под ними понимаются события, не зависящие от воли и действий сторон договора, либо же в законе прямо указаны как неизбежные).
Срок поставки не согласовали. Что делать?
Нормы законодательства предусматривают, что если в договоре не установлен или не согласован срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю, обязательство нужно исполнить в разумный срок, а если оно не исполнено в разумный срок, то в течение 7 дней с момента поступления письменного требования покупателя (согласно ст. 295 ГК).
При этом если в договоре указано, что товар поставляется партиями, но не определены сроки поставки отдельных из них (периоды поставки), то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно вплоть до окончания срока действия договора.
Поставка товаров к строго определенному сроку
Классический пример – поставка новогодних елок. По понятным причинам после наступления нового года покупатель утрачивает интерес к этому товару.
На практике возникают сложности с тем, насколько формулировки в договоре означают поставку товара к строго определенному сроку. Общее правило: из договора должно быть понятно, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает к нему интерес. Это может быть следствием особенностей товара (его сезонности) или формулировок, использованных в договоре.
Исходя из судебной практики такие формулировки, как «срок поставки товаров – октябрь 2020 г.», не свидетельствуют о том, что стороны установили строго определенный срок поставки. Если действительно достигнута договоренность о поставке товаров к строго определенному сроку, это нужно прямо закрепить в договоре. Например: «Поставка товаров осуществляется к строго определенному сроку – октябрь 2020 г. В случае нарушения указанного срока покупатель утрачивает интерес к договору».
Просрочка или досрочная поставка товара при согласовании строго определенного срока поставки допускается лишь при наличии согласия покупателя. При этом если срок поставки нарушен, уведомление покупателем поставщика об отказе принять просроченные товары не требуется.
Перенос сроков поставки в связи с закрытием границ
Закрытие границ и локдаун, связанные с пандемией COVID-19, вносят существенные коррективы в соблюдение сроков поставки товаров. В такой ситуации стороны могут договориться и подписать соглашение, которое изменит срок поставки по договору, а также распространить действие данного соглашения на отношения, возникшие с момента вступления в силу договора, чтобы исключить возможные штрафные санкции для продавца.
Однако не всегда можно достичь взаимопонимания, поэтому у продавца есть возможность потребовать внести изменения в договор в судебном порядке при определенных обстоятельствах. Это можно сделать в следующих случаях:
1) если такая возможность прямо предусмотрена в договоре. К примеру, если в нем указано, что закрытие государственных границ делает невозможной поставку товара, продавец вправе потребовать изменения договора в судебном порядке в части сроков поставки товара;
2) если существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора. В такой ситуации продавец должен доказать в суде наличие в совокупности четырех обстоятельств:
- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет (критерий непредвиденности).
Примером непредвиденного обстоятельства выступает резкое изменение погодных условий (выпадение аномального объема снега), которое признавалось соответствующим критерию непредвиденности и даже обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор).
В случае закрытия границ из-за пандемии критерий непредвиденности будет отсутствовать, если на момент заключения договора в СМИ публиковались заявления официальных лиц или государственных органов о возможности закрытия границ;
- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые поставщик не мог преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота (критерий непреодолимости);
- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и повлекло для поставщика такой ущерб, что он в значительной степени лишился бы того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора (критерий значительности и баланса интереса сторон);
- из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет поставщик (критерий предпринимательского риска).
По общему правилу в сферу предпринимательских рисков поставщика подпадают процессы внутри его компании (сбой или поломка оборудования, финансовые или административно-правовые трудности, забастовка на предприятии), но не процессы, которые происходят в рамках всего государства или региона.
Прежде чем обращаться в суд с иском об изменении договора, необходимо соблюсти досудебный порядок и направить другой стороне договора предложение об изменении документа. И если в срок, установленный для ответа законом или договором, ответ не получен либо получен письменный отказ от изменения договора, то можно обращаться в суд с иском.
Споры, которые чаще всего возникают в связи с нарушением сроков поставки
Категория споров и их основные особенности выглядят следующим образом.
Споры о взыскании неустойки.
Покупатель может одновременно потребовать взыскания двух разновидностей неустойки: пени – если это предусмотрено условиями договора, штрафа – на основании п. 91 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444 (далее – Положение).
Однако Положение не применяется в отношениях с нерезидентами РБ, даже если к договору применяется право РБ (согласно п. 2 Положения).
Если размер неустойки несоразмерен последствиям нарушенного обязательства, суд по заявлению ответчика или собственной инициативе вправе уменьшить размер неустойки.
Споры о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Покупатель может потребовать уплату процентов, если продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара. В таком случае проценты начисляются со дня, когда по договору передача товара должна быть произведена, до дня фактической передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы.
Проценты по общему правилу исчисляются исходя из ставки рефинансирования, установленной Нацбанком, но в договоре может быть предусмотрен повышенный размер процентов. Однако суд по заявлению ответчика вправе уменьшить договорные проценты до суммы процентов по ставке рефинансирования.
Споры о взыскании убытков, вызванных просрочкой поставки товара.
Под убытками может пониматься как реальный ущерб (фактические расходы, которые произведены для восстановления нарушенного права), так и упущенная выгода (недополученный доход).
Исходя из судебной практики реальный ущерб считается установленным, к примеру, если истец был вынужден уплатить неустойку за несвоевременную поставку данного конкретного товара по договору комиссии с третьим лицом.
Однако из простого указания истцом на то, что просрочка поставки товара повлекла убытки в связи с неисполнением обязательств перед третьими лицами, не следует обязательная причинно-следственная связь между допущенным продавцом нарушением и убытками покупателя.
Споры о взыскании убытков, вызванных заключением нового договора поставки товара по более высокой цене.
Чтобы взыскать убытки, вызванные заключением нового договора поставки по более высокой цене, истец должен доказать:
- факт нарушения обязательства продавцом;
- разумность срока заключения покупателем нового договора после расторжения первоначального;
- соответствие товара, который должен был поставляться по расторгнутому договору, товару, поставленному по новому договору;
- разумность расходов на приобретение товара.
Если в новом договоре, заключенном вместо расторгнутого, не будут указаны достаточные данные о приобретаемых товарах, которые позволят соотнести предмет расторгнутого и нового договора, суд может отказать в удовлетворении иска о взыскании убытков из-за того, что не доказана аналогичность данных товаров.