Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сразу два специфических режима: ненормированный день с разделением его на части

Правомерно ли водителю служебного легкового автомобиля установить одновременно ненормированный рабочий день и разделение рабочего дня на части? Каким образом оформить данный режим рабочего времени в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и трудовом договоре? Можно ли и на сколько, учитывая, что в перерыв включается перерыв для отдыха и питания, при необходимости эпизодически привлекать водителя к работе в перерыв продолжительностью не менее 2 часов как работника с ненормированным рабочим днем?

Правомерно, при соблюдении условий, установленных законодательством.

Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени (ст. 118-1 ТК).

Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК).

Ненормированный рабочий день не устанавливается1:

– работникам в возрасте от 14 до 16 лет;

– учащимся, получающим общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающим в течение учебного года в свободное от учебы время;

– инвалидам I и II групп;

– работающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в т.ч. временно направленным или командированным в эти зоны;

– лицам, работающим по совместительству;

– работникам, которым установлен режим рабочего времени при сменной работе;

– работникам, занятым на работе неполное рабочее время, за исключением случаев, когда трудовым договором предусмотрена работа на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем;

– работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени;

– работникам со сдельной оплатой труда.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывами продолжительностью не менее 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 127 ТК).

Время перерывов в течение рабочего дня в рабочее время не включается.

Решение нанимателя о разделении рабочего дня на части должно быть согласовано с профсоюзом.

Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внут­риреспубликанские автомобиль­ные перевозки, определены так­же Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного тран­спорта, утв. постановлением Мин­транса от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).

Для водителей может быть установлен режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания (п. 12 Положения № 82).

Существуют ограничения по установлению для водителей ненормированного рабочего дня: он не устанавливается водителям при сменной работе, суммированном учете рабочего времени и в иных случаях в соответствии с законодательством о труде (п. 18 Положения № 82).

Таким образом, законодательством не запрещено установить водителю служебного легкового автомобиля одновременно ненормированный рабочий день и разделение рабочего дня на части при отсутствии ограничений, установленных Положением № 82 и постановлением № 1695.

В ПВТР организации необходимо указать, что при отсутствии ограничений, определенных Положением № 82 и постановлением № 1695, водителю служебного легкового автомобиля могут быть одновременно установлены ненормированный рабочий день и раз­деление рабочего дня на части.

Условие о ненормированном рабочем дне и разделении рабочего дня на части для каждого конкретного работника устанавливается в трудовом договоре.

Если изменение режима рабочего времени вводится в отношении уже работающего в организации водителя, с ним необходимо заключить дополнительное соглашение. Изменение режима рабочего времени является изменением существенных условий труда и проводится в порядке, установленном ст. 32 ТК и подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Законодательством не установлено ограничений для эпизодического привлечения работника с ненормированным рабочим днем и разделением рабочего дня на части к работе во время перерывов между работой. Однако наниматель обязан предоставить работнику перерыв для отдыха и питания минимальной продолжительностью 20 минут (ч. 1 ст. 134 ТК).


1 Постановление Совмина от 10.12.2007 № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день» (далее – постановление № 1695).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by