$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Сравнительные достижения и абсолютные преимущества

04.11.2016

На круглом столе в Министерстве экономики представители органов госуправления в основном выражали удовлетворение по поводу значительного продвижения Беларуси в последнем рейтинге Всемирного банка «Doing Business – 2017» и намерения сделать в ближайшей перспективе новые шаги в направлении улучшения условий для предпринимательской деятельности по показателям, на которых строится этот рейтинг.

Рейтинг ВБ – «хорошая метрика», позволяющая оценить наши достижения и сравнивать их с коллегами из ЕАЭС, полагает первый замминистра экономики Александр Заборовский. При этом он призвал ориентироваться не только на сравнительные преимущества, но и сохранять свои особенности, которые можно считать абсолютными преимуществами. Это, по мнению замминистра, обеспечивает «императив развития», закладывает предпосылки роста экономики. Нужно лишь научиться сочетать меры оперативного характера с институциональными.

Могут ли место в рейтинге и прочие «императивы» и меры как-то воплощаться в реальные экономические показатели? Представители министерств уверены, что продвижение в рейтинге служит надежным индикатором состояния делового климата. Улучшить его, по словам А. Заборовского, может внедрение системы оценки регулирующего воздействия и более тесное сотрудничество государства с бизнес-союзами в решении проблемных вопросов. Надо полагать, что это повлечет усиление роли общественно-консультативных советов, а новинки законодательства перестанут оказываться сюрпризами для предпринимателей.

Второй резерв А. Заборовский видит в переводе административных процедур в электронный формат. К концу будущего года это произойдет с 25 такими процедурами (надеемся, что это будет не столь сложно и затратно, как внедрение электронных счетов-фактур по НДС и систем контроля в кассовых аппаратах).

Третий резерв – доступность эффективного кредитования. В частности, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей начинает новую программу выдачи займов и лизинга под 10% годовых тем, кто создает новые рабочие места. В середине 2017 г. может развернуться совместный проект кредитования с Всемирным Банком на сумму порядка 36 млн. USD на срок до 15 лет. У малого бизнеса, особенно инновационного, будут шансы получить «точечную поддержку».

Существенным достижением замминистра экономики Александр Ярошенко назвал продвижение в рейтинге по защите миноритарных инвесторов: со 104 места в 2006 г. на нынешнее 42-е. Важную роль здесь сыграли Закон «О хозяйственных обществах» и правоприменительная практика разрешения корпоративных конфликтов. Также замминистра отметил «отложенный эффект» Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», позволивший улучшить позиции по показателю «разрешение неплатежеспособности» за счет сокращения срока процедуры банкротства с 3 до 1,5 года, как и в Казахстане, тогда, как в РФ он тянется до 2,5 года. Новая редакция Закона, которая готовится сейчас, должна сделать процедуры банкротства еще более эффективными. Кроме того, Указ от 7.06.2016 № 253, по мнению А. Ярошенко, позволит реализовать новшества в данной сфере на сельхозорганизациях, что позволит сохранить АПК и развиваться тем, кто попал в сложное финансовое положение.

К сожалению, в отечественной экономике потребность в процедурах банкротства растет слишком быстрыми темпами. При этом предприятиям, оказавшимся в «вилке» между валом неплатежей и угрозой субсидиарной ответственности, мало помогают показатели в рейтингах.

ГЕРОЕМ дня может считать себя Министерство энергетики. Рывок по показателю «подключение к энергоснабжению» за 5 лет со 175 на 24 место говорит о существенных реформах в этой области. Вполне удовлетворен сохранением 30 места по показателю «международная торговля» директор Департамента по внешнеэкономической деятельности МИД Роман Соболев. Такая стабильность, по его мнению, – «признак мастерства». Он также отметил рост интереса к нашей стране со стороны зарубежных бизнесменов, в частности польских, что подтверждается их массовым участием в недавно прошедшем форуме «Добрососедство». Остается уговорить зарубежных инвесторов вместо наращивания поставок своих товаров создавать в нашей стране импортозамещающие производства.

МИНСТРОЙАРХИТЕКТУРЫ может гордиться продвижением в рейтинге ВБ на 28 место по индикатору «разрешение на строительство». Однако замминистра Дмитрий Семеневич считает, что цель сокращения административных процедур в этой сфере не столько рейтинг, сколько улучшение ситуации в отрасли. Без определенной бюрократии здесь не обойтись: бизнесу, помимо инвестиционной площадки, надо иметь градостроительную документацию, представление о генпланах. Но это не исключает сокращение количества экспертиз проекта и упрощения процедуры ввода объектов в эксплуатацию. Заодно не мешало бы решить вопрос с источниками финансирования, но он выходит далеко за рамки рейтинга. Правда, в нем удалось передвинуть показатель «получение кредитов» на 8 позиций, и в Нацбанке надеются на дальнейшее улучшение. Наличие скоринговой модели оценки кредитоспособности клиента, совершенствование законодательства в сфере залога позволяют усовершенствовать процесс заимствований и отчасти снизить риски, но также не решают проблемы финансового положения заемщиков и стоимости залогов.

Место в первой десятке по показателю «регистрация бизнеса» из 190  стран можно считать абсолютным преимуществом. Заместитель председателя Госкомимущества Вячеслав Абрамов отметил продвижение с 7 места на 5 по этому показателю. Остается совершенствовать процедуры, внедрять электронный документооборот. А желание воспользоваться такими сервисами, чтобы войти в рынок, больше определяется макроэкономическими факторами.

ОБЪЯСНЯТЬ откат по некоторым позициям всегда сложнее, чем успехи.

Отступление на 4 строки по показателю «налогообложение» замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая объясняет введением в него индикатора, связанного с возвратом НДС. У нас он производится только при реализации по ставкам 0% и 10%. Но налоговые вычеты по стандартной 20%-ной ставке ВБ не учитывает. Впрочем, абсолютные преимущества в налоговой сфере могут иметь только оффшоры, да и у тех сегодня возникают проблемы: борьба с глобальным уклонением от уплаты налогов в мире развернулась нешуточная. А в достижении сравнительных преимуществ белорусские власти ограничены. Например, снизить налоговую нагрузку, по мнению Э. Селицкой, можно было бы за счет уменьшения ставки отчислений в ФСЗН, но это не позволяют сделать демографическая обстановка и социальные обязательства. Зато предоставление местным органам власти права в 2,5 раза увеличивать ставки налога на недвижимость (которым они незамедлительно воспользовались) тут же было зафиксировано в рейтинге как фактор увеличения налоговой нагрузки.

Э. Селицкая сообщила, что МНС предлагает изменить некоторые подходы к взиманию налога на недвижимость, а улучшить порядок возврата НДС должно совершенствование механизма применения электронных счетов-фактур. Решение этих задач не позволяет полностью соблюдать обещанный мораторий на изменение налогового законодательства. Впрочем, оно и во всем мире динамично меняется по мере появления новых задач и изменения условий в глобальной и национальных экономиках.

Вопрос лишь в том, насколько взвешенно принимаются новшества и как своевременно они внедряются. Э. Селицкая считает нецелесообразным возвращение метода признания выручки по отгрузке или включения в состав расходов для целей налогообложения резервов сомнительных долгов, «потому что мы от этого ушли». То есть настойчивые предложения бизнес-союзов вернуться к этому вопросу остаются без удовлетворения.

* * *

Итак, в министерствах, по «профилю» которых проходят отдельные индикаторы рейтинга Doing Business, уверенно рапортуют о значительных результатах в улучшении бизнес-климата. При этом никто не берется объяснить, как эти достижения сочетаются с падением экономического роста и денежных доходов населения, ростом убыточности многих субъектов хозяйствования, проблем со сбытом и расчетами за поставленные товары. Может быть, все дело в скорости движения? А. Заборовский на круглом столе заявил, что нам для продвижения в рейтинге и достижении успехов в экономике нужно «бежать в 2 раза быстрее» остальных.

Знать бы еще точно, куда бежать.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА