Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9749
EUR:
3.4218
RUB:
3.6844
BTC:
100,709.00 $
Золото:
385
Серебро:
4.67
Платина:
151.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке сохраняется

Фото: freepik.com

По итогам I квартала 2025 г. поведение участников на внутреннем валютном рынке Беларуси было в целом предсказуемым. Ярко проявились тенденции, которые разворачивались в предыдущем году.

Четверть года завершилась ожидаемо

Соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, как правило, изменяется в том же направлении, в каком корректируется сальдо внешней торговли. Если в экономике растет отрицательное сальдо, то на валютном рынке образуется дополнительный спрос на валюту, если верно обратное – спрос на валюту снижается.

Во второй половине 2024 г. в Беларуси наметилось ухудшение сальдо внешней торговли, которое в основном было обусловлено состоянием торговли товарами. Отчасти это стало следствием вступления в силу санкционных пакетов. Однако определенную роль сыграло увеличение внутреннего спроса непосредственно в белорусской экономике.

Данные тенденции продолжились и в I квартале 2025 г. Разница между экспортом и импортом товаров и услуг формировалась не в лучшую сторону с точки зрения динамики спроса и предложения на внутреннем валютном рынке.

Нацбанк в начале года предложил купировать часть давления на валютный рынок с помощью рационализации потребительского кредитования, призвав банки отказаться от его активного наращивания в ущерб поддержке субъектов хозяйствования.

Информация о динамике потребительского кредитования пока доступна за 2 месяца. В этих результатах не заметно значимого сдвига в сторону, обозначенную регулятором в качестве предпочтительной. На таком фоне нет характерных изменений и на внутреннем валютном рынке.

Чистый спрос на валюту на внутреннем рынке за январь–март 2025 г. со стороны резидентов Беларуси и нерезидентов (без учета банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) составил 437,2 млн USD в эквиваленте. По итогам января-марта 2024 г. объем чистого спроса в данном разрезе рынка был ниже – 103,7 млн USD. В январе-марте 2023 г. наблюдалось чистое предложение валюты участниками рынка – на сумму 60,9 млн USD.

Представленные подвижки в соотношении спроса и предложения на внутреннем валютном рынке не являются чем-то критическим, но тренд на медленное перетекание к чистому спросу на валюту довольно очевиден.

Уменьшению давления на внутренний валютный рынок может способствовать отсрочка платежей по внешним обязательствам Беларуси. В начале апреля министр финансов Юрий Селиверстов сообщил, что в ходе визита в Россию премьер-министра Александра Турчина сторонам удалось договориться о рефинансировании части российских кредитов, предоставленных нашей стране ранее. Это будет оказывать поддержку финансовой системе и платежному балансу Беларуси.

Спрос и предложение валюты в сегментах рынка

Со второй половины 2021 г. население, как правило, выступает чистым продавцом валюты на внутреннем рынке. По итогам января–марта 2025 г. валовое предложение валюты физическими лицами превысило валовой спрос на нее на 48,9 млн USD в эквиваленте. В январе–марте 2024 г. чистое предложение было больше по объему – 263,4 млн USD.

Можно представить несколько объяснений изменениям в поведении физических лиц.

Так, определенное влияние мог оказать эффект исчерпания временно свободных средств на валютных депозитах граждан. В условиях относительно низких ставок по вкладам в долларах и евро физлица несколько лет подряд предпочитали сокращать свои депозиты, номинированные не в белорусских рублях, и наращивать депозиты в национальной валюте. С января 2022 г. по декабрь 2024 г. объем ресурсов, размещенных на так называемых других депозитах физических лиц в инвалюте, сократился на 1467,2 млн USD в эквиваленте.

В январе–феврале 2025 г. (данные за март не опубликованы) реализовалась обратная модель поведения – наращивание физическими лицами остатков средств на вкладах, номинированных в иностранной валюте (+115,1 млн USD в эквиваленте). Эти суммы могли бы пополнить валовое предложение валюты со стороны населения в варианте сохранения им прежней линии поведения.

Еще одно возможное объяснение – корректировки в предложении валюты через обменные пункты в Беларуси от туристических потоков. По данным статистики, более 90% организованных туристов, посещающих Беларусь, представлено жителями РФ.

Физические лица традиционно выступают на стороне предложения в отношении наличной иностранной валюты и на стороне спроса – в отношении безналичной. За январь–март 2025 г. чистое предложение наличной валюты от граждан составило 424,2 млн USD в эквиваленте (577,0 млн USD в 2024 г.), чистый спрос на безналичную валюту – 375,3 млн USD (313,6 млн USD).

При сопоставлении данных за первые четверти 2024 и 2025 гг. у физлиц как участников внутреннего рынка констатируется уменьшение чистого предложения наличной валюты и увеличение чистого спроса на валюту в безналичной форме.

Субъекты хозяйствования – резиденты Беларуси и нерезиденты в январе–марте 2025 г. находились в противоположных ипостасях: резиденты предъявляли чистый спрос на валюту (669,7 млн USD в эквиваленте), а нерезиденты обеспечивали ее чистое предложение (183,6 млн USD). При этом объемы чистого спроса на валюту у резидентов выросли по сравнению с I кварталом 2024 г. (594,6 млн USD), а размеры чистого предложения нерезидентов упали (227,6 млн USD).

Динамика спроса и предложения со стороны бизнеса в определенной мере обусловлена накоплением просроченной внешней дебиторской задолженности. Так, за 2024 год только органами прокуратуры города Минска были приняты меры по погашению просроченной внешней дебиторской задолженности на сумму более 13 млн руб.

Итоги марта и прогноз на апрель

Чистый спрос на иностранную валюту от участников внутреннего рынка (кроме банков и НКФО) за март 2025 г. составил 28,2 млн USD в эквиваленте. В марте 2024 г. чистый спрос находился примерно на том же уровне – 22,3 млн USD.

По отношению к показателям января (спрос на уровне 187,8 млн USD) и февраля (221,3 млн USD) текущего года в марте отмечалось резкое сокращение чистого спроса на валюту. Отчасти падение спроса в долларовом эквиваленте может быть объяснено мартовским укреплением российского рубля к доллару США, в который Нацбанк пересчитывает операции на внутреннем валютном рынке.

В начале апреля 2025 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что Беларусь и Россия практически полностью перешли на финансовые расчеты в национальных валютах – их доля в расчетах превышает 95%. По оценкам, удельный вес России во внешней торговле Беларуси после 2022 г. колеблется в пределах, близких к 60%.

В связи с этим при прочих равных условиях одинаковый спрос на российский рубль на внутреннем валютном рынке в течение I квартала составил бы меньший долларовый эквивалент в марте, нежели в январе или феврале.

По итогам апреля нынешнего года внутренний валютный рынок может перейти в состояние чистого предложения валюты. В 2024 г. объем такого предложения всеми сегментами рынка (кроме банков и НКФО) составил 126,9 млн USD в эквиваленте.

Переход к чистому предложению в апреле связан с перечислением в бюджет квартальных налогов и сборов рядом валообразующих предприятий – экспортеров, которые в этих целях конвертируют в белорусские рубли часть валютной выручки. В прошлом году такие эпизоды чистого предложения иностранной валюты также имели место в июле и октябре – по схожим причинам, вызванным фискальными изъятиями у реального сектора.

Подытожим: состояние внешней торговли быстро сказывается на динамике спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В I квартале 2025 г. ухудшение внешнеторгового сальдо привело к росту чистого спроса на иностранную валюту.

Правительство и Нацбанк намерены купировать разрастание дисбаланса во внешнем секторе через нормализацию темпов потребительского кредитования. Подспорьем в борьбе за сбалансированность внутреннего валютного рынка может стать анонсированная Минфином отсрочка в платежах по обязательствам Беларуси перед Россией. Подобные отсрочки уже предоставлялись российскими властями в 2022–2024 гг.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by