$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС ВЫХОДИТ НА СТАРТ ©

09.04.2013

Необходимо систематизировать существующее законодательство о физической культуре и спорте и закрепить в нем мировые тенденции правового регулирования спортивных отношений, заявил 2 апреля на форуме «Проект Спортивного кодекса и перспективы правового регулирования спорта в Республике Беларусь» председатель ВХС и ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор КАМЕНКОВ.

С момента принятия первой редакции Закона от 18.06.1993 № 2445-XII «О физической культуре и спорте» (далее — Закон № 2445-XII) прошло уже 20 лет. За это время многое изменилось в спорте — как в мире, так и у нас в стране. Поэтому если мы хотим соответствовать международным стандартам, добиваться высоких достижений в спорте, национальное правовое регулирование не должно отставать. Закон № 2445-XII носит скорее декларативный и рамочный, чем прикладной характер. Понятия «спорт», «спортсмен» и другие давно уже трактуются иначе. Это не только специфическая область общественных отношений и социально-культурная деятельность, но и отдельная отрасль экономики и даже неотъемлемая часть внешней политики. Однако в Законе № 2445-XII практически нет четких правовых механизмов, необходимых для развития белорусского спорта, повышения его конкурентоспособности. Ряд важнейших вопросов вообще ничем не урегулирован, что обусловливает низкий уровень защиты прав участников спортивных отношений.

Необходимо четко разграничить профессиональный и любительский спорт, предусмотреть социальные гарантии тренерам и спортсменам, урегулировать вопросы трансфертов, закрепить понятие договора о выплате компенсаций за подготовку игрока, порядок проведения селекционной работы, вводить выдачу спортивных паспортов начинающим спортсменам и т.д. Спорт в широком смысле слова — это не только соревнования и подготовка к ним, считает В.Каменков. Новое значение должны получить такие понятия, как производство спортивной формы, иных спортивных товаров и оборудования, спортивная аренда и лизинг, медицина, медиа-пространство, образование и т.д. Помимо спортивных тренеров и врачей пора готовить спортивных журналистов, имиджмейкеров, менеджеров, экономистов, юристов и агентов.

Устаревшие нормы необходимо детально переработать с учетом требований современности, чтобы решить проблемы в построении иерархии спортивных организаций и финансировании, урегулировать деятельность спортивных ассоциаций, федераций, клубов, других спортивных структур. Одновременно будут обеспечены систематизация и дифференциация законодательства о физической культуре и спорте.

В настоящее время в этой области помимо Закона № 2445-XII существует множество нормативных актов, применение которых вызывает трудности не только у спортсменов, но и юристов-профессионалов из-за несовершенства формулировок, дублирования, пробелов в регулировании спортивных правоотношений. Среди таких актов — ГК, ТК, НК, Закон «О местном управлении и самоуправлении» и т.п., определяющие вопросы создания и ликвидации спортивных организаций, финансирования, соцобеспечения, страхования и т.д. На практике это нередко порождает коллизии, а проблемы соотношения правовых актов не решены.

Между тем спорт заслуживает, чтобы его правовые нормы были четкими и понятными для всех, а не только для квалифицированных юристов, полагает В.Каменков. К тому же между субъектами спортивной деятельности могут складываться специфические «спортивные» отношения, не относящиеся в чистом виде ни к одной из известных отраслей права. Например, отношения между спортивной федерацией, спортклубом и спортсменами по организации соревнований и участию в них.

Особо следует отметить проблему распространения допинга, борьбы с ним, связанных с этим споров и роли медицинских лабораторий, правоохранительных и иных органов. Действующее законодательство эти вопросы практически игнорирует. Между тем речь идет не только о спортивных достижениях, об авторитете государства и спортсмена, миллиардных инвестициях, но и о правах, гарантиях и компенсациях спортсменов, об их здоровье и будущем после ухода из спорта.

Зарубежный опыт подтверждает обоснованность развития спортивного права по пути кодификации законодательства. Поэтому необходимо принятие Спортивного кодекса Беларуси. В качестве примера председатель ВХС привел зарекомендовавших себя положительно ряд кодексов (Сводов законов) некоторых штатов США, бразильские кодексы спортивной юстиции и профессиональной этики в сфере физического воспитания, Спортивный кодекс Франции. Кстати, последний обеспечил существенный импульс развитию французского спорта и создал реальные условия для эффективной борьбы с коррупцией и иными преступлениями в спорте.

В настоящее время в Беларуси подготовлены значительные изменения и дополнения в Закон № 2445-XII, в Трудовой кодекс и другие НПА. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в парламенте. Однако он не в полной мере решает современные задачи по совершенствованию спортивной отрасли, считает В.Каменков. Например, он не регулирует отношений в сферах детско-юношеского, студенческого, адаптивного спорта, страхования и социальной защиты спортсменов, не предусматривает правового регулирования устоявшихся в спортивной сфере институтов спортивного паспорта, спортивного агентирования, трансфера игроков, профессиональных спортивных лиг и др. Поверхностным представляется регулирование профессионального спорта, особенностей разрешения спортивных споров, ответственности в сфере спорта.

Вопрос подготовки целостного документа, регламентирующего общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, уже неоднократно затрагивался Президентом. Так, постановлением Олимпийского собрания НОК от 26.10.2012 № 1 Совмину рекомендовано обеспечить создание комплексной системы правового обеспечения и регулирования отрасли физической культуры и спорта с учетом международного опыта, в т.ч. принятие Спортивного кодекса.

Работа над этим кодексом уже ведется комиссией по спортивному праву при БРСЮ, в состав которой вошли представители госорганов, республиканских федераций по игровым видам спорта, спортклубов, юридических компаний, специализирующихся в области спортивного права, а также вузов. Разработанный ими проект состоит из общей и особенной частей. В первую вошли главы, регламентирующие основные положения, субъектов спортивных правоотношений, управления в области спорта, его финансового и ресурсного обеспечения, проведения соревнований, обеспечение безопасности, пропаганды, медицины, борьбы с допингом, международных связей и др. В особенной части по главам детализированы вопросы детско-юношеского, студенческого, любительского, профессионального и паралимпийского спорта, спорта высших достижений, особенности урегулирования спортивных споров и ответственность в этой сфере. Впрочем, такая структура является примерной и может быть дополнена новыми главами. В случае принятия Спортивного кодекса Беларусь станет одной из первых постсоветских стран, где вопросы регулирования в сфере физкультуры и спорта станут кодифицированными.

В ближайшее время проект кодекса будет размещен на сайте БРСЮ, а также направлен во все заинтересованные госорганы и иные организации для ознакомления и доработки, чтобы устранить изъяны в рамках общественного обсуждения и работы межведомственных групп. Торопиться здесь не следует — кодекс должен иметь высокое качество, чтобы не получить обратный эффект.

Татьяна АБРАМОВИЧ