Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проекты
18.08.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Спортивное законодательство: для стюардов, болельщиков и агентов

На осенней сессии депутатам Палаты представителей пред­стоит принять во втором чтении изменения и дополнения в Закон от 4.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте». Новации касаются преимущественно не самого спорта, а «око­ло­спортивной среды».

В число лиц, участвующих в проведении спортивно-массового мероприятия, в проекте включены волонтеры и стюарды. Первые будут оказывать болельщикам безвозмездную информационную помощь, а вторые – работать на основе возмездного гражданско-правового договора с организатором спортивно-­массового мероприятия. В обязанности стюардов войдут проверка входных билетов, контроль за перемещением болельщиков до начала и после окончания спортивно-массового мероприятия и др.

Претендовать на работу волонтеров и стюардов смогут лица не моложе 18 лет, не имеющие судимости и полностью дееспособные. Кроме того, стюардам придется еще и пройти подготовку по программам, утверждаемым федерациями (союзами, ассоциациями) по виду спорта. Затраты на таких работников будут нести организаторы мероприятия.

ОХРАНА общественного порядка возлагается на организатора спортивно-массового мероприятия и органы внутренних дел, причем только сотрудники последних уполномочены на личный досмотр и досмотр вещей. Кто и за что будет отвечать по остальным вопросам, определит Совмин.

За привлечение сил правопорядка придется платить. Правда, есть альтернатива в случае проведения официальных спортивно-массовых мероприятий, финансируемых за счет госбюджета и проводимых в соответствии с республиканским и местными календарными планами. Но, по-видимому, здесь все будет зависеть от позиции органов внутренних дел – едва ли они захотят «торговаться» с организатором официального мероприятия.

Проектом вводится определение термина «болельщик»: таковыми признаются лица, находящиеся в месте проведения спортивно-массового мероприятия или спортивного соревнования, не являющиеся их участником и не задействованные в них иным образом. Такое определение выглядит спорно. Например, в аналогичном российском законе болельщиками считают зрителей, что вполне логично. Ведь далеко не все зрители являются болельщиками, многие из них воспринимают спортивное соревнование как шоу. А в законе Казахстана есть и термин «спортивно-­зрелищное мероприятие».

Планируется дополнить КоАП временным запретом на посещение стадионов для болельщиков, совершивших ранее административное правонарушение во время соревнований. При проведении спортивно-массовых мероприятий могут устанавливаться дополнительные ограничения, в т.ч. предусмотренные регламентирующими документами меж­дународных федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта.

В проекте впервые упоминаются объединения болельщиков как вид общественного объединения, основанного на членстве. Такая структура, созданная и зарегистрированная в установленном порядке, должна заключать с федерацией (союзом, ассоциацией) по виду (видам) спорта договор, где предусматриваются принципы взаимодействия, планы совместной деятельности, планируемые мероприятия, права, обязанности сторон и т.п. При этом неясно, что будет, если такой договор не заключен или расторгнут. Не приведет ли это к ликвидации или приостановлению деятельности объединения болельщиков?

Закон легализует деятельность спор­тивного агента, который на основании возмездного гражданско-правового договора представляет интересы субъектов профессионального спорта: спортсмена, тренера, спортивной организации. Такие агенты смогут работать в Беларуси только при наличии регистрации в соответствующей федерации (союзе, ассоциации) по виду спорта.

ОТЕЧЕСТВЕННЫМ законодателям стоило бы обратить внимание и на некоторые другие нормы аналогичных законов в странах ЕАЭС. Так, в Казахстане законодательство обязывает спортсмена знать музыкальную редакцию и текст государственного гимна. В России спортсменам запрещено заключать в букмекерских конторах и тотализаторах пари на официальные спортивные соревнования по тем видам спорта, по которым они участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях. Есть в РФ и специальная статья о борьбе с «договорными матчами». Все это актуально и для нашей страны.

В проекте предлагается расширить статью о допинге, но это не подкрепляется административной и уголовной ответственностью. Между тем в России после нашумевшего допингового скан­дала введена уголовная ответственность тренеров и врачей, использующих допинг. Предусмотрены огромные штрафы, ограничение и даже лишение свободы на срок до 3 лет. Ужесточение уголовной и административной ответственности за употребление и распространение допинга планируется и в Казахстане.

В белорусском проекте впервые выделяются гражданско-правовые договоры о спортивной подготовке, в частности, о спортивной подготовке спортсмена национальной, сборной команды по виду спорта. Этот договор может расторгаться с возмещением средств, затраченных на спортивную подготовку, за систематическое (2 и более раза) нарушение спортсменом обязанностей по участию в составах национальных и сборных команд страны в спортивных мероприятиях.

В большом спорте до 30% результата зависит от качественного медицинского сопровождения, в т.ч. фармакологического. К сожалению, отечественный законопроект не решает проблему правового статуса штатных медиков спортивных организаций. Например, должность врача футбольного клуба именуется тренер-врач, а в учреждении здравоохранения – врач спортивной медицины. Работа тренера-врача не включается в медицинский стаж, в т.ч. для присвоения категории. Это вынуждает его подрабатывать в учреждении здравоохранения, скажем, травматологом-ортопедом.

Трудно надеяться, что профессиональные спортсмены получат адекватное медицинское обслуживание в государственных организациях здравоохранения в рамках минимальных гос­стандартов и Республиканского формуляра лекарственных средств. Поэтому спортсменам нужна медицинская страховка. Но о ней ни в действующем законе, ни в проекте речь не идет.

РАСШИРЯЮТСЯ полномочия Министерства спорта и туризма. Оно будет согласовывать назначение и освобождение руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ – училищ олимпийского резерва, государственных физкультурно-оздоровительных, спортцентров и физкультурно-спортивных клубов, обеспечивает их аттестацию. Кроме того, Минспорта наделяется правом согласовывать назначение и освобождение в спортивных организациях главных (старших – при отсутствии главных) тренеров, осуществляющих подготовку национальных и сборных команд страны.

Очевидно, это усилит бюрократизацию отечественного спорта и будет способствовать снижению значимости спортивных федераций. Но даже остающиеся у них полномочия должны иметь ресурсное обеспечение. Например, для защиты прав и интересов клубов и спортсменов в международных спор­тивных организациях и судах нужно привлекать высококвалифицированных отечественных юристов, имеющих знания и опыт в этой специфической области права. А с этим у нас пока большие проблемы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by