Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Спорные и бесспорные нормы Закона об отсрочках

Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

Оперативно принятый обеими палатами Национального собрания Закон от 23.07.2019 № 231-З «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» (далее – Закон) не лучшим образом скажется на подготовке специалистов.

В соответствии с Законом отсрочка от призыва для продолжения образования будет предоставляться только один раз. И теперь в армию будут забирать студентов, которые еще пару месяцев назад планировали поступать в магистратуру и аспирантуру или готовились к защите кандидатской диссертации.

Могут с облегчением вздохнуть те, кто зачислен «в установленном порядке на обучение в учреждения образования до 10.08.2019». Им раз­решили реализовать свое право на отсрочку от призыва по нормам Закона, действовавшим до внесения в него изменений. Такое сообщение 07.08.2019 появилось на сайте Мин­обороны.

Принятие Закона связано с тем, что Вооруженные Силы испытывают трудности с комплектованием лич­ного состава. Однако, решая эту проблему, правительство закладывает мину замедленного действия под систему подготовки кадров для всех отраслей.

Эксперты обращают внимание на ряд важных моментов. Так, перерыв в образовательном процессе снизит качество подготовки специалистов. Потери понесут и экономические отрасли, прежде всего ИТ-сфера. В сложной ситуации окажутся люди творческих профессий, например, музыканты. Снизится количество поступающих в ссузы, молодые люди будут стремиться сразу поступить в вуз.

Спору нет: все должны помнить, что защита государства – наша обязанность и священный долг. Однако полагаю, что еще до принятия Закона необходимо было просчитать, что важнее: то, что человек отслужит полтора года на военной службе, либо то, что общество получит образованного специалиста? Любые перерывы в обучении нежелательны!

Особо стоит обратить внимание на норму Закона о запрете приема на госслужбу граждан, не прошедших военную службу (не имея на то законных оснований). Так, ст. 39 Кон­ституции Республики Беларусь гарантирует гражданам право равного доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, а ст. 41 – право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной под­готовкой и с учетом общественных потребностей. То есть здесь нет подобных ограничений! Кстати, и ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека гласит:

«Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране».

Непонятно вообще, каким образом служба (либо ее отсутствие) в армии влияют на качества, необходимые госслужащему?

Кроме того, в данном случае мы получим и дискриминацию по половому признаку, поскольку для женщин, которые не обязаны служить в армии, подобных ограничений не существует.

Законодатели дополнили Кодекс об образовании нормой о том, что выпускники, добровольно поступившие на военную службу по конт­ракту и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возврата в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных на их подготовку.

Уже неоднократно обращалось внимание на то, что практика принудительного распределения выпускников и обязанность возместить государству средства, затраченные на их обучение (при отказе от отработки по распределению) не соответствуют Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным нашей страной.

Так, согласно ст. 49 Конституции, среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каж­дого. Соответствующее образование каж­дый может получить на конкурс­ной основе в государственных учеб­ных заведениях. Конституция не содержит указания на некое возмещение госсредств, затраченных на обучение. Напомню, что эти средства – бюджетные, а бюджет формируется в т.ч. за счет налогов, уплаченных гражданами.

И, естественно, не может не беспокоить, что решение о признании лица не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может принять не суд, а призывная комиссия. Наделение ее подобными полномочиями может стать источником коррупции.

Закон также ограничивает право гражданина на выезд из Беларуси, если он надлежаще оповещен о необходимости явки на мероприятия по призыву на военную службу и не является на эти мероприятия или не исполняет свои обязанности по воинскому учету.

Удивительно, официальные лица считают, что такое ограничение не является чрезмерным и соответствует нормам Конституции. А также отвечает общепризнанным принципам международного права, согласно которым ограничения прав и свобод должны быть предусмотрены законом и преследовать правомерные цели.

Но при таком подходе можно через закон ограничить любые права, гарантированные Конституцией. И опять же, беспокоит, что право на выезд может быть ограничено не судами, а военными комиссариатами (их обособленными подразделениями).

И еще одна небесспорная норма Закона: военкоматы наделяются правом получать на безвозмездной основе персональные данные граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, посредством общегосударственной автоматизированной информационной си­стемы и (или) иным способом. При этом сбор, обработка и предоставление персональных данных указанных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований законодательства о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений