Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Списываем и утилизируем автомобиль

Рассмотрим порядок списания с баланса организации старого изношенного грузового автомобиля, а также его утилизации.

В соответствии с п. 28 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26), списание основных средств (далее – ОС) с бухгалтерского учета оформляется актом о списании имущества.

Примерная форма данного акта для организаций республиканской формы собственности установлена в приложении к постановлению Минфина от 12.03.2012 № 15 «Об утверждении примерной формы акта о списании имущества».

Прочие организации имеют право применить указанную форму акта списания, либо разработать с учетом требований ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) форму указанного акта самостоятельно (ч. 2 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З).

При этом принятая или разработанная форма акта должна быть включена в перечень первичных документов, используемых организацией, и приложена к ее положению по учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

При выбытии ОС накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» – К-т сч. 01 «Основные средства».

Остаточная стоимость выбывающих ОС отражается:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – К-т сч. 01, если иное не установлено законодательством (ч. 1 п. 30 Инструкции № 26).

В соответствии с ч. 2 п. 30 Инструкции № 26 расходы, связанные с выбытием ОС, отражаются:

Д-т сч. 91 – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. счетов.

Стоимость материалов, полученных при выбытии ОС, отражается:

Д-т сч. 10 «Материалы» – К-т сч. 91 (ч. 3 п. 30 Ин­струкции № 26).

Сумма числящегося по выбывающим ОС добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных ОС, отражается:

Д-т сч. 83 «Добавочный капитал» – К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (ч. 4 п. 30 Инструкции № 26).

Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от списания и прочего выбытия ОС, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования, если такие материалы не предназначены для реализации. При этом цена возможного использования может быть определена исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухучете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации (ч. 3 п. 32, п. 45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133)).

Рассмотрим более подробно отражение в бухучете поступления отдельных видов материалов, которые образуются при разборке грузового автомобиля.

Запасные части

При разборке грузового автомобиля (фургона) после его списания с учета могут быть демонтированы пригодные для дальнейшего использования детали или узлы: двигатель, бензонасос, коробка передач, топливный бак, подшипники и др. его конструктивные элементы.

Демонтированные детали (узлы), пригодные для дальнейшего использования, приходуются на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов по ценам их возможного использования (п. 45, 68 Инструкции № 133).

Установленной формы таких документов нет, поэтому организация разрабатывает их самостоятельно с учетом всех требований, предъявляемых к первичным учетным документам (п. 1, абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57–З).

Цена возможного использования запасных деталей (узлов) может быть определена исходя из стоимости аналогичных деталей (узлов), числящихся в бухучете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации (ч. 3 п. 32 Инструкции № 133), или определена организацией самостоятельно либо с привлечением оценщика в порядке, определенном законодательством.

Для оценки указанных деталей (узлов) организация может воспользоваться Положением об оцен­ке стоимости объектов гражданских прав в Рес­публике Беларусь, утв. Указом от 13.10.2006 № 615 (далее – Положение № 615).

Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с Положением № 615, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, тран­спортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и др. имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее – объект оценки) (ч. 2 п. 1 Положения № 615).

Учитывая, что оценка запасных деталей (узлов), принимаемых к учету после разборки автомобиля, не указана в перечне случаев обязательной оценки в соответствии с п. 21 Положения № 615, для оценки такого имущества может использоваться внутренняя оценка (оценка стоимости, проводимая организацией самостоятельно на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки).

Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухучета, информации о стоимости приобретения или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в п. 3 Положения № 615 (п. 6 Положения № 615).

Согласно п. 3 Положения № 615, стоимость объекта оценки может определяться рыночными методами оценки, в т.ч. сравнительным методом, основанном на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам, и др. методами оценки.

Результат внутренней оценки (итоговая величина стоимости объекта оценки или суммарная итоговая величина стоимости объектов оценки при оценке нескольких объектов, выраженная денежной суммой) может использоваться только в соответствии с целью оценки (п. 2, ч. 2 п. 7 Положения № 615).

По результатам проведения внутренней оценки составляется акт о внутренней оценке (ч. 1 п. 7 Положения № 615).

Оприходование подлежащих использованию запасных деталей (узлов) по определенной стоимости в бухучете отражается записью:

Дебет сч. 10 субсч. 10-5 «Запасные части» – Кредит сч. 91 субсч. 91-1 «Прочие доходы» (абз. 6 ч. 2 , ч. 7 п. 16, абз. 2 ч. 2, ч. 3, 4 п. 71 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бух­галтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).

Детали, содержащие драгметаллы

При разборке списанного автомобиля могут быть демонтированы не пригодные для дальнейшего использования детали (узлы), содержащие в своем составе драгоценные металлы: прерыватель указателя поворотов, выключатель света заднего хода, датчик уровня топлива и др.

В данной ситуации следует руководствоваться Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утв. постановлением Минфина от 15.03.2004 № 34 (далее Инструкция № 34).

В соответствии с ч. 1 п. 34 Инструкции № 34, драгметаллы, входящие в состав оборудования, приборов и иных изделий, в т.ч. импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях (ТУ), формулярах, этикетках, др. документах.

Вместе с тем согласно ч. 4 п. 34 Инструкции № 34 организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов и иных изделий, после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгметаллы, содержание которых будет определено после списания».

Соответственно, порядок бухучета списываемых деталей (узлов), содержащих лом и отходы драгметаллов, зависит от принятого решения по учету драгметаллов.

В общем порядке детали (узлы), содержащие лом и отходы драгметаллов, в бухучете приходуются на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов (п. 68 Инструкции № 133).

При этом, если содержание драгметаллов в автомобиле было определено при его постановке на учет, то:

– драгметаллы в составе деталей (узлов) автомобиля независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, ТУ, формулярах, этикетках, др. документах (ч. 1 п. 34 Инструкции № 34);

– в актах списания должны указываться масса (содержание) драгоценных металлов, находящихся в подлежащих списанию оборудовании, приборах и иных изделиях, а также масса (содержание) драгоценных металлов в подлежащих оприходованию ломе и отходах (п. 69 Инструкции № 34);

– фактическая себестоимость драгметаллов, поступивших на склад от списания и прочего выбытия ОС, определяется по чистой стоимости реализации, если такие драгметаллы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования, и в бухучете отражается по дебету сч. 10 и кредиту счетов финансовых результатов (п. 45 Инструкции № 133).

При этом цена возможного использования драг­металлов определяется как расчетная цена цена на драгметаллы (кроме драгметаллов, используемых при осуществлении банковских операций), принимаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ (далее – Госфонд РБ), устанавливается за один грамм металла в чистоте, формируется и утверждается Минфином и помещается в прейскурант «Расчетные цены на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов, используемых при осуществлении банковских операций), принимаемые в Гос­фонд РБ», который публикуется в газете «Рэс­публiка» в первый рабочий день месяца и на сайте Минфина (абз. 3 п. 2 Инструкции № 34).

В бухучете оприходование лома драгметаллов в ликвидируемом ОС отражается записью:

Д-т сч. 10 субсч. 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы» – К-т сч. 91 субсч. 91-1 – на сумму лома драгметаллов в ликвидируемых ОС по расчетным ценам на первое число месяца принятия на учет (п. 45 Инструкции № 133, абз. 13 ч. 2, ч. 15 п. 16, абз. 2 ч. 2, ч. 3, 4 п. 71 Ин­струкции № 50).

В дальнейшем лом драгметаллов по накладной на внутреннее перемещение передается на склад для временного хранения до последующей переработки (п. 68 Инструкции № 133).

При передаче лома драгметаллов на переработку на сторону делается запись:

Д-т сч. 10 субсч. 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» – К-т сч. 10 субсч. 10-12  на сумму лома драгметаллов, переданных на переработку, по расчетным ценам на первое число месяца отгрузки (п. 75 Инструкции № 34, ч. 10, 15 п. 16 Инструкции № 50),

и одновременно следует корректировка по стоимости драгметалла, связанная с изменением расчетной цены:

Д-т сч. 10 субсч. 10-12 (сч. 91) – К-т сч. 91 (сч. 10 субсч. 10-12) – на сумму корректировки стоимости драгметаллов.

Если содержание драгметаллов в ликвидируемых ОС определяется после их списания, то:

– в актах на списание указывается только количество изъятых деталей, содержащих драгметаллы;

– масса (содержание) драгметаллов и их стоимость отражаются в учете на основании сведений перерабатывающей организации, выполняющей разборку изделия, выемку содержащих драгметаллы деталей.

Оприходование лома драгметаллов производится на дату получения документа по результатам первичной обработки.

На основании п. 44, абз. 3 п. 2 Инструкции № 34, п. 45 Инструкции № 133 делается запись:

Д-т сч. 10 субсч. 10-12 – К-т сч. 91 субсч. 91-1– на сумму лома драгметаллов в ликвидируемых ОС,

и одновременно в соответствии с п.п. 71, 75 Инструкции № 34:

Д-т сч. 10 субсч. 10-7 – К-т сч. 10 субсч. 10-12 на сумму стоимости лома драгметаллов, переданных на переработку.

В дальнейшем отражаются операции по окончательному изъятию драгметаллов переработчиком, получению выручки от их реализации, корректировке количества драгметаллов (при необходимости, по данным переработчика (расчет-паспорт)) и списанию отраженного в учете лома драгметаллов.

Для отражения хозяйственных операций по оприходованию, сдаче и переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, рекомендуется также руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме Минфина от 18.05.2005 № 17-1-23/60 «О порядке сдачи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы».

Металлолом

Детали, узлы ликвидируемого автомобиля, не пригодные для дальнейшего использования, приходуются как металлолом.

Основные правила учета, хранения, использования и реализации лома черных и цветных металлов определены Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее – Инструкция № 98/12/10).

Согласно абз. 3 п. 5 Инструкции № 98/12/10, лом и отходы черных и цветных металлов – пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства.

В соответствии с п. 68 Инструкции № 133, списанные материалы, подлежащие сдаче в виде отходов (лома), приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов.

Частью 1 п. 19 Инструкции № 98/12/10 установлено, что все образующиеся лом и отходы черных и цветных металлов подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям ГО «Бел­втормет» или отгрузке по их нарядам. Ис­пользование лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется также по нарядам организаций ГО «Белвтормет».

Согласно приложению 1 к Указу от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», цены на лом и отходы черных и цветных металлов регулирует Минпром.

Следовательно, стоимость отходов металлов на момент их оприходования следует определять исходя из действующей в указанном периоде цены соответствующего вида отхода металла.

При оприходовании лома черных и цветных материалов следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 57-З хозяйственные операции отражаются в бухучете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

При этом каждая хозяйственная операция под­лежит оформлению первичным учетным документом, в котором должны указываться в т.ч. содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (п. 1, абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).

Стоимость лома черных и цветных металлов, поступившего на склад от списания ОС, в бухучете отражается:

Д-т сч. 10 субсч. 10-6 «Прочие материалы» – К-т сч. 91 субсч. 91-1 (ч. 3 п. 30 Инструкции № 26, ч. 9 п. 16 Инструкции № 50).

Шины

Пригодность шин к дальнейшей эксплуатации или списанию в утиль определяется владельцем транспортного средства (подп. 7.1 технического кодекса установившейся практики ТКП 299–2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утв. приказом Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц).

Шины, пригодные для дальнейшей эксплуатации, учитываются как запасные части, на субсч. 10-5 «Запасные части» к сч. 10 (ч. 7 п. 16 Инструкции № 50).

Шины, снятые с автомобиля и не подлежащие дальнейшей эксплуатации, подлежат утилизации.

В соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утв. постановлением Минприроды от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов), подлежащие утилизации автомобильные шины относятся к отходам:

– изношенные шины с металлокордом (код 5750201) – 3-й класс опасности;

– изношенные шины с текстильным кордом (код 5750202) – 3-й класс опасности.

Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З) и иными актами законодательства об обращении с отходами (подп. 1.6 ст. 17 Закона № 271-З).

Пришедшие в негодность шины приходуются на склад (в кладовую) на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов и учитываются в качестве отходов производства на субсч. 10-6 к сч. 10 по их фактической себестоимости (чистой стоимости реализации (если переработчик произведет оплату за их поставку) или в их количественном выражении (без стоимости)) (ч. 2 п. 20, п. 45, п. 68 Инструкции № 133, ч. 9 п. 16 Инструкции № 50).

Масла

Перед разборкой автомобиля с него сливаются все масла: в двигателе, коробке передач, транс­миссии и т.д.

Отработанные масла относятся к вторичным материальным ресурсам и могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья (п.п. 2, 3 ст. 1 Закона № 271-З).

Согласно классификатору отходов, синтетические и минеральные масла отработанные (код 5410201), масла моторные отработанные (код 5410202), масла дизельные отработанные (код 5410203), масла трансмиссионные отработанные (код 5410206) и др. относятся к отходам 3-го класса опасности.

Отработанные смазочные материалы токсичны, имеют невысокую степень биоразлагаемости (10–30%) и являются ценными отходами, которые могут вовлекаться во вторичный оборот, в т.ч. сдачу на пункты регенерации и переработки их в полноценные горюче-смазочные материалы.

Общие правила сбора, хранения, учета, перевозки, приема и/или отпуска и рационального ис­пользования отработанных нефтепродуктов (в т.ч. отработанных трансмиссионных, гидравлических, индустриальных, компрессорных и др. масел) определены техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами», утв. постановлением Минприроды от 23.07.2012 № 15-Т.

Места временного хранения отходов и объекты хранения отходов указываются в приложении «Карта-схема хранения отходов производства» к инструкции по обращению с отходами организации (п. 19 Инструкции по обращению с отходами производства, утв. постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45).

Факты поступления в места хранения отработанных масел и факты их использования (захоронения) отражаются в книге учета отходов (подп. 12.1 разд. 12, п. 13.1 разд. 13 ТКП 17.13-14-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический контроль и мониторинг. Об­щие принципы» (далее – ТКП 17.13-14-2014)).

Отработанные масла как возвратные отходы подлежат отражению в бухгалтерском учете в случае, если переработчик производит оплату за их поставку (ч. 2 п. 20, п. 45, п. 68 Инструкции № 133, ч. 9 п. 16 Инструкции № 50).

Масла, не подлежащие использованию или регенерации (безвозвратные отходы), на счетах учета не отражаются, поскольку не могут быть признаны активами организации (абз. 2 ст. 1 Закона № 57-З).

Фильтры

Снятые с автомобиля масляные и топливные фильтры в соответствии с классификатором отходов относятся к отходам:

– бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами (код 1870900) – 3-й класс опасности;

– отработанные масляные фильтры (код 5492800) – 3-й класс опасности.

Отработанные фильтры, как отходы, подлежат учету в порядке, установленном ТКП 17.13-14-2014 и инструкцией по обращению с отходами организации.

В бухгалтерском учете отработанные фильтры, как безвозвратные отходы, не отражаются (абз. 2 ст. 1 Закона № 57-З).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений