Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Списание мягкого инвентаря в бюджетных организациях

При списании мягкого инвентаря в бюджетной организации (далее – организация) образуются отходы в виде ветоши, которая может использоваться в организации, либо отходы, которые подлежат сдаче на вторсырье.

 

Бухгалтерский учет

К мягкому инвентарю относятся отдельные предметы в составе оборотных средств

– белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

– постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, полотенца и т.п.);

– одежда и обмундирование, включая спецодежду (в состав спецодежды входят и предохранительные приспособления);

– обувь, включая специальную;

– спортивная одежда и обувь (подп. 4.1–4.5 п. 4 Инструкции № 631).

Мягкий инвентарь приходит в негодность после нормативного срока использования и в дальнейшем в организации не эксплуатируется, т.е. подлежит списанию.

Рекомендуемые нормативы обеспечения мягким инвентарем для бюджетных организаций разрабатываются отраслевыми министерствами, в ведении которых находятся бюджетные организации.

При списании мягкого инвентаря образуются ветошь, которая может использовать на хозяйственные нужды, либо отходы, которые подлежат сдаче на вторсырье.

Получаемая в результате списания предметов мягкого инвентаря ветошь предполагает получение экономических выгод и подлежит учету (абз. 2 ст. 1 Закона № 57-З2).

Для принятия ветоши к бухгалтерскому учету созданная в организации комиссия производит ее оценку на основании информации о стоимости приобретения или стоимости аналогичных материалов, а также цены реализации.

Всю образовавшуюся от списания мягкого инвентаря ветошь необходимо оприходовать на склад и учитывать согласно целям дальнейшего использования.

Как правило, при списании предметы мягкого инвентаря в присутствии комиссии по списанию активов разрываются на тряпки. При этом производится сортировка ветоши на пригодную и непригодную к дальнейшему использованию в хозяйственных целях.

Пригодная ветошь приходуется на склад по весу и оценочной стоимости в качестве хозяйственного материала. Учет ветоши, предназначенной для использования в хозяйственных целях, в организациях ведется на субсч. 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (ч. 12 разд. «Счет 06» Методических указаний № 593).

Непригодная ветошь как вторичные ресурсы подлежит сдаче заготовительным организациям (подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З4). Для учета ветоши, подлежащей сдаче заготовительной организации, рекомендовано использовать субсч. 067 «Прочие материалы» (ч. 17 раздела «Счет 06» Методических указаний № 59). Оценку стоимости в данном случае целесообразно проводить исходя из стоимости возможной реализации согласно методу, закрепленному в учетной политике организации.

 

Списание (выбытие) мягкого инвентаря

Списание предметов, находящихся в эксплуатации, производится при полной их изношенности на основании актов, утвержденных руководителем бюджетной организации.

При списании пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря учитываются сроки их службы, утвержденные министерствами и другими органами государственного управления для организаций.

Выбытие мягкого инвентаря происходит на основании:

– ведомости выдачи материальных ценностей на нужды организации по форме 410 Инструкции № 15;

– акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря.

Акты о списании мягкого инвентаря необходимо составлять в соответствии с требованиями Закона № 57-З. Форма акта утверждается учетной политикой организации.

Акт о списании мягкого инвентаря составляется комиссией организации по поступлению и выбытию активов, назначенной приказом (распоряжением) руководителя бюджетной организации. В акте следует указать причины, послужившие основанием для принятия решения о списании инвентаря, перечень мероприятий по исполнению решения о списании (утилизация, передача и др.), а также результаты проведенных мероприятий.

Акт оформляется в двух экземплярах:

– один передается в бухгалтерию организации;

– второй остается у материально ответственного лица.

 

Учет операций по выбытию мягкого инвентаря

Учет операций по выбытию ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 438) Инструкции № 155.

В результате списания мягкого инвентаря, как правило, отражается принятие к бухгалтерскому учету ветоши. При этом ветошь принимается к учету по рыночной стоимости, определяемой комиссией по поступлению и выбытию активов.

Выбытие (отпуск на нужды учреждения) мягкого инвентаря в бухгалтерском учете отражается по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике организации.

 

Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет бюджетных средств

№ п/п

Наименование хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д-т сч., субсч.

К-т сч., субсч.

1.

Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации

260

«Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»

073

«Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации»

2.

Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря

063

«Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»

140

«Расчеты по финансированию из бюджета»

(230

«Финансирование из бюджета»)

 

В соответствии с требованиями ч.ч. 4 и 6 п. 5 Инструкции № 63, аналитический учет мягкого инвентаря ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках ф.296 (на карточках ф.296а, а в централизованных бухгалтериях – на карточках ф.296б) либо на вкладных листах формы 402, утвержденных Инструкцией № 15.

 

Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет внебюджетных средств

При оприходовании ветоши от списания предметов мягкого инвентаря, ранее приобретенных за счет внебюджетных средств, производятся следующие бухгалтерские записи (п. 7 приложения к Инструкции № 636):

№ п/п

Наименование хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д-т сч.

К-т сч.

1.

Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря для хозяйственных нужд

063

«Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»

237

«Прочие источники»

2.

Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации

067

«Прочие материалы»

237

«Прочие источники»

 

Реализация ветоши заготовительной организации отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями

№ п/п

Наименование хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Д-т сч.

К-т сч.

1.

Реализация ветоши заготовительной организации

178

«Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

237

 «Прочие источники»

(281 «Реализация других материальных ценностей»)

2.

Одновременно производится запись

237 «Прочие источники»

(281 «Реализация других материальных ценностей»)

067

 «Прочие материалы»

 

Налог на добавленную стоимость

Исходя из требований ст. 115 НК7 реализации ветоши заготовительной организации признается объектом налогообложения НДС.

Момент фактической реализации ветоши заготовительной организации определяется в соответствии с требованиями ст. 120 НК, а также при реализации ветоши бюджетная организация в установленном порядке должна выставить покупателю электронный счет-фактуру согласно нормам ст. 120 НК.

 

Таблица бухгалтерских записей

Содержание операций

Д-т сч., субсч.

К-т сч., субсч.

Первичный документ

Оприходована ветошь для использования в хозяйственных целях организации

063

237

Акт о списании отдельных предметов в составе оборотных средств, накладная (требование)

Оприходована ветошь, предназначенная для сдачи заготовительной организации

067

237

Акт о списании отдельных предметов в составе оборотных средств, накладная (требование)

Сдана ветошь заготовительной организации

178

237

(281)

Товарная накладная, товарно-транспортная накладная

Начислен НДС

237

(281)

173

Журнал-ордер № 14

Списана учетная стоимость реализованной ветоши

237

(281)

067

Бухгалтерская справка-расчет

Перечислена оплата сданной ветоши на внебюджетный расчетный счет

111

178

Платежное поручение, выписка из лицевого счета

Перечислена сумма исчисленного НДС в бюджет

173

111

Журнал-ордер № 14

 


1Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).

2Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

3Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. постановлением Минфина от 11.12.1997 № 59.

4Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».

5Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утв. постановлением Минфина от 08.02.2005 № 15 (далее – Инструкция № 15).

6Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).

7Налоговый кодекс (далее – НК).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by