Списание мягкого инвентаря в бюджетных организациях
При списании мягкого инвентаря в бюджетной организации (далее – организация) образуются отходы в виде ветоши, которая может использоваться в организации, либо отходы, которые подлежат сдаче на вторсырье.
Бухгалтерский учет
К мягкому инвентарю относятся отдельные предметы в составе оборотных средств
– белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
– постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, полотенца и т.п.);
– одежда и обмундирование, включая спецодежду (в состав спецодежды входят и предохранительные приспособления);
– обувь, включая специальную;
– спортивная одежда и обувь (подп. 4.1–4.5 п. 4 Инструкции № 631).
Мягкий инвентарь приходит в негодность после нормативного срока использования и в дальнейшем в организации не эксплуатируется, т.е. подлежит списанию.
Рекомендуемые нормативы обеспечения мягким инвентарем для бюджетных организаций разрабатываются отраслевыми министерствами, в ведении которых находятся бюджетные организации.
При списании мягкого инвентаря образуются ветошь, которая может использовать на хозяйственные нужды, либо отходы, которые подлежат сдаче на вторсырье.
Получаемая в результате списания предметов мягкого инвентаря ветошь предполагает получение экономических выгод и подлежит учету (абз. 2 ст. 1 Закона № 57-З2).
Для принятия ветоши к бухгалтерскому учету созданная в организации комиссия производит ее оценку на основании информации о стоимости приобретения или стоимости аналогичных материалов, а также цены реализации.
Всю образовавшуюся от списания мягкого инвентаря ветошь необходимо оприходовать на склад и учитывать согласно целям дальнейшего использования.
Как правило, при списании предметы мягкого инвентаря в присутствии комиссии по списанию активов разрываются на тряпки. При этом производится сортировка ветоши на пригодную и непригодную к дальнейшему использованию в хозяйственных целях.
Пригодная ветошь приходуется на склад по весу и оценочной стоимости в качестве хозяйственного материала. Учет ветоши, предназначенной для использования в хозяйственных целях, в организациях ведется на субсч. 063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (ч. 12 разд. «Счет 06» Методических указаний № 593).
Непригодная ветошь как вторичные ресурсы подлежит сдаче заготовительным организациям (подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З4). Для учета ветоши, подлежащей сдаче заготовительной организации, рекомендовано использовать субсч. 067 «Прочие материалы» (ч. 17 раздела «Счет 06» Методических указаний № 59). Оценку стоимости в данном случае целесообразно проводить исходя из стоимости возможной реализации согласно методу, закрепленному в учетной политике организации.
Списание (выбытие) мягкого инвентаря
Списание предметов, находящихся в эксплуатации, производится при полной их изношенности на основании актов, утвержденных руководителем бюджетной организации.
При списании пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря учитываются сроки их службы, утвержденные министерствами и другими органами государственного управления для организаций.
Выбытие мягкого инвентаря происходит на основании:
– ведомости выдачи материальных ценностей на нужды организации по форме 410 Инструкции № 15;
– акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря.
Акты о списании мягкого инвентаря необходимо составлять в соответствии с требованиями Закона № 57-З. Форма акта утверждается учетной политикой организации.
Акт о списании мягкого инвентаря составляется комиссией организации по поступлению и выбытию активов, назначенной приказом (распоряжением) руководителя бюджетной организации. В акте следует указать причины, послужившие основанием для принятия решения о списании инвентаря, перечень мероприятий по исполнению решения о списании (утилизация, передача и др.), а также результаты проведенных мероприятий.
Акт оформляется в двух экземплярах:
– один передается в бухгалтерию организации;
– второй остается у материально ответственного лица.
Учет операций по выбытию мягкого инвентаря
Учет операций по выбытию ведется в накопительной ведомости по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 438) Инструкции № 155.
В результате списания мягкого инвентаря, как правило, отражается принятие к бухгалтерскому учету ветоши. При этом ветошь принимается к учету по рыночной стоимости, определяемой комиссией по поступлению и выбытию активов.
Выбытие (отпуск на нужды учреждения) мягкого инвентаря в бухгалтерском учете отражается по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике организации.
Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет бюджетных средств
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т сч., субсч. |
К-т сч., субсч. |
||
1. |
Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации |
260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» |
073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации» |
2. |
Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря |
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» |
140 «Расчеты по финансированию из бюджета» (230 «Финансирование из бюджета») |
В соответствии с требованиями ч.ч. 4 и 6 п. 5 Инструкции № 63, аналитический учет мягкого инвентаря ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения в карточках ф.296 (на карточках ф.296а, а в централизованных бухгалтериях – на карточках ф.296б) либо на вкладных листах формы 402, утвержденных Инструкцией № 15.
Бухгалтерские записи выбытия мягкого инвентаря, приобретенного за счет внебюджетных средств
При оприходовании ветоши от списания предметов мягкого инвентаря, ранее приобретенных за счет внебюджетных средств, производятся следующие бухгалтерские записи (п. 7 приложения к Инструкции № 636):
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т сч. |
К-т сч. |
||
1. |
Ветошь, полученная при списании мягкого инвентаря для хозяйственных нужд |
063 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» |
237 «Прочие источники» |
2. |
Выбытие по причине непригодности к дальнейшей эксплуатации |
067 «Прочие материалы» |
237 «Прочие источники» |
Реализация ветоши заготовительной организации отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями
№ п/п |
Наименование хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т сч. |
К-т сч. |
||
1. |
Реализация ветоши заготовительной организации |
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» |
237 «Прочие источники» (281 «Реализация других материальных ценностей») |
2. |
Одновременно производится запись |
237 «Прочие источники» (281 «Реализация других материальных ценностей») |
067 «Прочие материалы» |
Налог на добавленную стоимость
Исходя из требований ст. 115 НК7 реализации ветоши заготовительной организации признается объектом налогообложения НДС.
Момент фактической реализации ветоши заготовительной организации определяется в соответствии с требованиями ст. 120 НК, а также при реализации ветоши бюджетная организация в установленном порядке должна выставить покупателю электронный счет-фактуру согласно нормам ст. 120 НК.
Таблица бухгалтерских записей
Содержание операций |
Д-т сч., субсч. |
К-т сч., субсч. |
Первичный документ |
Оприходована ветошь для использования в хозяйственных целях организации |
063 |
237 |
Акт о списании отдельных предметов в составе оборотных средств, накладная (требование) |
Оприходована ветошь, предназначенная для сдачи заготовительной организации |
067 |
237 |
Акт о списании отдельных предметов в составе оборотных средств, накладная (требование) |
Сдана ветошь заготовительной организации |
178 |
237 (281) |
Товарная накладная, товарно-транспортная накладная |
Начислен НДС |
237 (281) |
173 |
Журнал-ордер № 14 |
Списана учетная стоимость реализованной ветоши |
237 (281) |
067 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Перечислена оплата сданной ветоши на внебюджетный расчетный счет |
111 |
178 |
Платежное поручение, выписка из лицевого счета |
Перечислена сумма исчисленного НДС в бюджет |
173 |
111 |
Журнал-ордер № 14 |
1Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).
2Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
3Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утв. постановлением Минфина от 11.12.1997 № 59.
4Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».
5Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утв. постановлением Минфина от 08.02.2005 № 15 (далее – Инструкция № 15).
6Инструкция по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утв. постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63).
7Налоговый кодекс (далее – НК).