$

1.9585 руб.

2.3030 руб.

Р (100)

3.4180 руб.

Ставка рефинансирования

11.00%

Инфляция

0.30%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.57 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Интеграция

Союзный акциз: индикативные ставки в заданном коридоре

11.08.2017

Коллегия ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК, которым будут определены некоторые положения соглашений, регулирующих принципы ведения налоговой политики государств – членов ЕАЭС в об­ласти акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

В частности, предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также диапазонов отклонений от них. Расчет индикативных ставок будет вестись с учетом курса евро к соответствующей национальной валюте государства ЕАЭС, применяемого при бюджетном планировании на очередной календарный год.

Предполагается, что будет применяться пакетный принцип: соглашения, регулирующие прин­ципы налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, должны вступить в силу одновременно с Соглашением о регулировании алкогольного рынка в рамках Союза.

Индикативные ставки и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые 5 лет сроком на один год начиная с 2022 г. По мнению ЕЭК, принятие соглашений станет важным шагом на пути к созданию единого рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

Проект уравнивания ставок на акцизы в странах ЕАЭС рас­сматривался еще с 2013 г. Но прийти к согласию оказалось непросто – как из-за чисто технических сложностей, так и из-за различий в законодательстве и структуре алкогольного рынка. Кроме того, унификации ставок акцизов мешают разные темпы девальвации национальных валют стран – участниц ЕАЭС.

Регулируя ставки акцизов, можно манипулировать ценами на спиртное, что служит серьезным конкурентным фактором, способствующим росту экспорта и снижению экспансии производителей из других государств. Помимо этого, повышая ставки на одни подакцизные товары и снижая их на другие, можно создавать стимулы для производства и потребления, скажем, водки или пива, виноградных или плодово-ягодных вин и т.п. В результате в странах ЕАЭС сложился значительный разрыв в ценах на алкогольную продукцию, особенно на водку.

Например, в Беларуси в 2013 г. ставка акцизов составляла 2,91 BYN на литр 100% спирта, в 2014 г. – 3,33–3,7 BYN, в 2015-м она менялась в диапазоне 3,89–4,14 BYN, в 2016-м – 4,14–4,39 BYN, а в текущем году осталась на уровне 4,39 BYN. Тем временем в Казахстане ставка акциза на алкоголь в 2014 г. была удвоена (с 500 тен­ге на литр 100% спирта в 2013-м до 1000 тенге), в 2015 г. повышена до 1300 тенге, а в 2016-м – до 1600 тенге. В России аналогичные ставки выросли с 59 RUB в 2013 г. до 74 RUB в 2014-м, 93 RUB в 2015-м, 102 RUB в 2016-м и 107–111 RUB в текущем году, а на 2018 г. за­планированы ставки на уровне 107 RUB.

По сути, акцизы всегда были и остаются эффективным инструментом протекционистских нетарифных ограничений. С принятием соглашения такие возможности сокращаются: ставки ак­цизов на табачную и алкогольную продукцию будут определяться странами самостоятельно, но в рамках установленного соглашениями коридора. При этом для каждой страны пред­полагается разрешить отклонения в большую и меньшую стороны с учетом емкости национального алкогольного рынка, производственных мощностей. В налоговом законодательстве каждой из стран будут закладываться ставки акцизов в национальной валюте с постепенным ежегодным минимальным рос­том к 2020 г. Возможно, это отчасти смягчит потерю конкурентного «акцизного» преимущества. По мнению ЕЭК, принятие соглашений и введение общей индикативной ставки ак­цизов в евро не повлечет резкого подорожания алкогольной продукции, но позволит сократить теневой оборот табачной и алкогольной продукции между странами – участницами ЕАЭС и, следовательно, обеспечит приток дополнительных по­ступлений в бюджеты. Но некоторые специалисты уверены, что урав­нивание акцизов приведет к подорожанию конечной продукции на рынке и еще большему – в розничной торговле, а значит, к спаду спроса и производства. Это, в свою очередь, может привести к обострению конкуренции между легальными производителями и росту доли кон­т­рафактной продукции.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ