$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«СОВЕТСКИЙ « СТАЖ©

10.09.2013

в основании пирамиды

Принятие Указа Президента от 3.09.2013 № 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования», которым предусматривается увеличение с 1 января 2014 г. минимального периода работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, необходимого для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет, с 5 до 10 лет, вызвало немало вопросов как у страхователей, так и у работников, в особенности у тех, у кого часть трудового стажа приходится на советский период.

Ведь тогда ни Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, ни его предшественников просто не существовало. Поэтому и говорить об уплате обязательных страховых взносов в фонды, существовавшие под разными названиями до 20.12.1991 г. (когда на базе Белорусского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР был впервые образован самостоятельный Пенсионный фонд РБ), не приходится. Между тем людей, которые по каким-то причинам (чаще всего вполне объективным) не набирают необходимого для назначения трудовой пенсии 10-летнего стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в перечисленные фонды за годы существования независимой Беларуси, хотя имеют на нее полное право, если учесть период до распада СССР, достаточно велико. В частности, многие просто не смогут подтвердить стаж своей работы, приходящийся на «лихие 90-е», когда многочисленные фирмы, малые предприятия и кооперативы появлялись ниоткуда и исчезали в никуда, не оставив никаких следов, кроме записей в трудовых книжках работников.

На вопросы о стаже работы в советский период Минтруда и соцзащиты отреагировало достаточно оперативно, разместив на своем сайте www.mintrud.gov.by комментарий, согласно которому реализация меры, предусмотренной Указом № 389 в части увеличения минимального периода деятельности с уплатой обязательных страховых взносов, необходимого для назначения трудовых пенсий, «не затронет работников, выходящих на пенсию в ближайший период, которые имеют весомый «советский» стаж». При этом, по мнению специалистов трудового ведомства, данная мера будет способствовать легализации занятости на рынке труда, ограничению иждивенческих устремлений и заблаговременно сориентирует молодых работников на необходимость «более длительного формирования пенсионных прав».

Кроме того, в комментарии говорится, что для ряда категорий граждан сохраняются прежние требования по минимальному страховому стажу для права на пенсии по возрасту, который и с 1 января 2014 г. будет составлять 5 лет. К ним относятся родители детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетные матери, родившие и воспитавшие 5 и более детей, инвалиды с детства, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, инвалиды войны и некоторые другие социально уязвимые категории граждан. Указ № 389 также «не затрагивает правовые основания для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца».

Однако никаких обоснований подобных выводов ни сам Указ № 389, ни комментарий к нему не содержат. Что считать «весомым» стажем, тоже не уточняется. Остается надеяться, что до конца текущего года Совмин, которому дан трехмесячный срок на приведение актов законодательства в соответствие с данным документом, выполнит это поручение, и необходимые и исчерпывающие изменения в нормативную базу будут внесены.

Однако это не решает проблем пенсионной системы. Согласно утвержденным отчетам ФСЗН его доходы за 2010 г. составили 19 655,7 млрд. Br, расходы — 18 355,6 млрд., за 2011-й — 29 573,5 млрд. и 27 500,2 млрд., за 2012-й — 56 995,3 млрд. и 56 225,3 млрд. Br соответственно. Таким образом, профицит фонда с учетом инфляции снизился с 7,1% и 7,5% в 2010–2011 гг. до 1,4% в прошлом году. В то же время неналоговые доходы выросли с 406,3 млрд. Br в 2010 г. (2,1% общей суммы доходов) до 771,8 млрд. в 2011-м (2,4%) и 1559,5 млрд. в 2012 г. (2,7%). Получается, что текущие доходы практически полностью расходуются на текущие же расходы, а ни о какой капитализации пенсионных накоплений (и накоплениях вообще) говорить не приходится. По сути белорусская пенсионная система давно строилась по принципу финансовой пирамиды, в которой доходы «старым» участникам (в данном случае — пенсии) выплачиваются за счет вновь прибывших (в данном случае — ныне работающих). Об этом принципиальном изъяне, который в сочетании с неблагоприятной демографической ситуацией сулит существенные проблемы в недалеком будущем, неоднократно указывали независимые специалисты. Но их мнение не принималось во внимание. Напротив, власти повышали пенсии явно неадекватными реальным доходам темпами. Только в I полугодии т.г. средний размер назначенных пенсий вырос по сравнению с январем–июнем 2012 г. на 53,5%, тогда как номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников — на 45,8%. Только в июле 2013 г. по сравнению с июлем 2012 г. реальный размер назначенных пенсий (рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличился на 26%, а реальная зарплата в июне т.г. по сравнению с июнем 2012 г. — на 16,4%.

Таким образом, провозглашенная в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, цель — обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, предоставление пенсионных выплат нетрудоспособным гражданам и периодическое повышение их размеров с учетом роста доходов работников — не слишком совпадает с задачей поддержания реального уровня пенсионных выплат исходя из роста реальной зарплаты, изменения стоимости жизни и экономических возможностей. Напротив, пенсионная «пирамида» наращивает выплаты, не считаясь с реальными возможностями экономики, пытаясь компенсировать этот разрыв путем отказа от своих обязательств перед участниками, которые, по мнению властей, внесли недостаточно взносов.

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях