Сотрудничество с банком: что нужно знать предприятию
Конкуренция между белорусскими банками за клиентов очень острая, что, несомненно, положительно влияет на качество услуг, оказываемых им. Вместе с тем у этого процесса есть и негативные стороны.
Начнем с того, что предприятию очень сложно выделить и объективно оценить преимущества одного банка перед другим в части обслуживания. Помимо прочего, это затрудняется тем, что приоритетность какого-то вида услуг в одном банке и предлагаемые им выгоды – «категории» весьма относительные, а сама сфера банковских услуг настолько изменчива, что клиент только-только начинает пользоваться какой-то услугой, как в другом банке появляется более заманчивое предложение. В результате те клиенты, которые пытаются угнаться за всем дешевым, теряют главное – стабильное партнерское отношение банка к ним, которое оценивается вовсе не тарифом, уменьшенным однажды на десятую долю процента.
Стоимость и качество – прежде всего
В соответствии со ст. 22 Банковского кодекса (БК) взаимоотношения банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (КФО) с клиентами строятся на основе законодательства и заключенных договоров. Банки и небанковские КФО самостоятельно определяют условия заключения сделок, не противоречащих законодательству. При этом Нацбанк вправе устанавливать для банков и небанковских КФО обязательные условия заключения сделок с клиентами.
Полноту взаимоотношений по договору определяют стороны. Сотрудничество банка и клиента – субъекта хозяйствования начинается, как правило, с открытия счета. Согласно ст. 203 БК владелец счета оплачивает услуги банка или небанковской КФО по осуществлению операций с денежными средствами, находящимися на его текущем (расчетном) банковском счете (далее – счет), на условиях, определенных договором счета. Вознаграждение (плата) за оказываемые услуги взимается банком или небанковской КФО из денежных средств владельца счета ежемесячно, если иное не предусмотрено договором счета.
Вознаграждение (плата) не взимается в случаях, перечисленных в ст. 203 БК. Бесплатно осуществляется обслуживание госорганизаций, финансируемых из бюджета, проводятся платежи в бюджет, государственные внебюджетные фонды. Все остальные банковские услуги являются платными и осуществляются согласно тарифам банка.
Определяющим фактором в выборе банка для организации являются стоимость предлагаемых услуг и спрос на них. Когда на какие-то отдельные банковские услуги по определенным причинам наблюдается повышенный спрос, то кроме цены клиент начинает внимательнее оценивать еще и качество услуг. Хотя в силу конкуренции банки теперь уже не могут позволить себе некачественное обслуживание клиентов.
К взаимной выгоде
Разница в стоимости расчетно-кассового обслуживания для клиентов даже в одном банке может существенно отличаться. Как правило, банки предлагают клиентам пакеты услуг в зависимости от специфики их деятельности. Вместе с тем не исключены индивидуальные подходы к клиентам, при этом определяющими факторами являются комплексное сотрудничество и объем бизнеса субъекта хозяйствования.
Так, клиент банка, занимающийся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), всегда может получить некоторые стоимостные льготы от банка, поскольку обслуживание ВЭД клиентов – один из самых серьезных аспектов банковского бизнеса наряду с таким видом услуг, как кредитование.
Выполняя функции агента валютного контроля, банк обеспечивает соответствие валютных операций законодательству. Кроме того, банк может сориентировать субъекта хозяйствования на более приемлемый вариант расчетов, при необходимости окажет помощь в составлении внешнеторгового контракта. Особенно если расчеты осуществляются посредством аккредитива – при этой форме расчетов зачастую используются банковские схемы финансирования на достаточно выгодных для клиента условиях.
Такое партнерство интересно и клиенту, и банку. Клиент-импортер экономит на проведении международных платежей, в то же время банк за проведение расчетов в адрес нерезидента получает определенные комиссионные доходы.
Кстати, размер платы за проведение международных платежей – еще один серьезный повод для конкуренции между банками. Причем разница в тарифах банков по этому виду услуг может быть существенной. Например, однократный перевод денег за границу субъектом хозяйствования стоит в одном банке 30 USD в эквиваленте, в другом банке – 15 USD, и если таких платежей 10 в месяц, то разница в стоимости очевидна – за месяц экономия составит сумму, эквивалентную 150 USD.
Кроме того, обслуживание ВЭД клиента непосредственно связано с проведением банками валютно-обменных операций. Импортеру нужна валюта для расчетов с нерезидентом; экспортер продает на рынке иностранную валюту, а кредитополучатель покупает валюту на погашение кредита в иностранной валюте или осуществляет конверсию кредитных средств в иностранной валюте. Поскольку банки заинтересованы в наращивании объемов валютно-обменных сделок с клиентами, то участники таких сделок могут максимально минимизировать потери, используя в своих целях жесткую банковскую конкуренцию, которая для них выражается в виде размера курсовой разницы.
Например, субъект хозяйствования покупает иностранную валюту по предложенному банком курсу, который выше официального курса Нацбанка, следовательно, разница между рыночным курсом и официальным – это потери покупателя валюты. При продаже валюты на рынке, наоборот, положительный результат для продавца валюты имеет место в том случае, когда банк покупает валюту по курсу выше официального курса Нацбанка.
«Карточная» конкуренция
В соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 28.07.2005 № 112 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Инструкция) для совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке Беларуси требуется наличие договора между участниками таких операций. Тогда как для сотрудничества с банком субъекту валютных операций необязательно открывать счет, что дает ему возможность использовать преимущества разных банков.
Иностранная валюта, купленная субъектами хозяйствования и зачисленная на счет, может быть выдана на определенные цели наличными. В этом случае с целью упрощения порядка ведения кассовых операций и удешевления расчетов наличными (как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях) банки предлагают клиентам такой вид услуг, как использование корпоративной карточки, в соответствии с Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утв. постановлением Правления Нацбанка от 18.01.2013 № 34.
Согласно указанному нормативному акту корпоративная карточка может быть дебетовой или кредитной. Взаимоотношения банка-эмитента и юридического лица или индивидуального предпринимателя строятся или на основании договора об использовании карточки, если карточка дебетовая, или на основании кредитного договора, если карточка кредитная.
По кредитной карточке использование денег осуществляется в пределах установленного максимального размера кредита, предоставляемого банком-эмитентом, по дебетовой карточке – в пределах остатка денег на счете клиента и лимита овердрафта, если использование овердрафта предусмотрено условиями договора об использовании карточки.
При снятии наличных денег со счета в банке размер комиссионных за такую операцию исчисляется в процентах от общей суммы. Это может быть 0,5% от суммы, если со счета снимается иностранная валюта, а если белорусские рубли, то не исключено, что размер комиссионных составит 2–3%.
В настоящее время между банками высока конкуренция по оказанию клиентам услуг по зачислению денежных средств на карточки в рамках зарплатных проектов. Данная услуга является платной, и банки привлекают клиентов минимальным тарифом за зачисление денег на карточки, большим количеством банкоматов, используемых для снятия наличных денег, другими сопутствующими услугами, в т.ч. овердрафтом.
Размер вознаграждения, который получает банк за зачисление денег, может быть установлен в процентах от суммы или в абсолютной сумме. Причем размер вознаграждения, которое банки устанавливают себе, разнится «от клиента к клиенту». Так, этот размер может быть равен 0,1%, а может – 0,7% от суммы, перечисляемой для последующего зачисления на зарплатные карточки. И если общая сумма зарплаты, перечисляемой на карточки персоналу, составляет 20 тыс. BYN, то при тарифе 0,7% предприятие каждый месяц будет переплачивать банку 120 BYN.
При оценке выгодности обслуживания необходимо учитывать все аспекты банковского сотрудничества и разнообразие банковских услуг. Тем более что основу взаимоотношений между банком и клиентом определяют кредитные отношения. Поэтому, несмотря на все льготы по тарифам, как только у клиента-кредитополучателя появляются признаки ухудшения финансового состояния, банк начинает корректировать с ним взаимоотношения, в т.ч. в части стоимости предоставляемых ресурсов и оказываемых услуг.