Сокрытие несчастных случаев отменяется
Закон от 08.01.2018 № 95-З, которым в т.ч. внесены изменения в КоАП, затронул большой блок экономических вопросов.
В частности, корректировке подверглись ст.ст. 9.17 и 9.20 КоАП, направленные на охрану труда. Минтруда и соцзащиты давно бьет тревогу, что в организациях Беларуси ежегодно пытаются скрыть десятки несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию, а еще чаще несвоевременно о них сообщают, что затрудняет проведение объективного разбирательства. Причем такие нарушения могут не подпадать под признаки действующей ст. 9.20 КоАП.
Напомним, что в соответствии с п. 323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента от 25.08.2006 № 530, и ст. 17 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» страхователь по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т.е. наниматель) обязан расследовать их либо принимать участие в расследовании в порядке, определенном законодательством. Пунктами 41 и 62 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 15.01.2004 № 30, на страхователя возложена обязанность немедленно сообщать о групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, случае профессионального заболевания в определенные организации, в т.ч. в территориальные подразделения Следственного комитета, Департамента государственной инспекции труда, профсоюз, местный исполнительный и распорядительный орган, организацию здравоохранения.
Если по действующей ст. 9.20 КоАП сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя (ИП) – от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо – от 50 до 100 БВ, то Законом № 95-З эта статья изложена в новой редакции и под новым названием – «Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии с ней несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая грозит штрафом в размере от 10 до 50 БВ.
Исключены положения, определяющие взыскание для ИП и юридического лица. Ответственность будет нести виновное физическое лицо, в т.ч. ИП и должностное лицо юридического лица. С учетом правоприменительной практики и увеличения размеров штрафных санкций необходимость в одновременном привлечении к ответственности виновного должностного лица и юридического лица, как считают разработчики закона, исчезла.
Устранено также противоречие, связанное с техническими кодексами установившейся практики, которые содержат ряд требований по охране труда. Вместе с тем согласно Закону от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» для них установлен принцип добровольности применения. При этом в случае, когда в законодательном акте, техрегламенте либо акте Совмина дается ссылка на технический кодекс установившейся практики, его требования становятся обязательными для соблюдения. В связи с этим в ст. 9.17 КоАП уточнено, что штраф на должностное или иное уполномоченное лицо работодателя или ИП в размере от 5 до 40 БВ должен налагаться за нарушение не любых требований по охране труда, содержащихся в НПА, в т.ч. в технических и локальных НПА, как было ранее, а только обязательных для соблюдения.
Напомним, Закон № 95-З вступает в силу 31 января 2018 г.