Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Итоги
25.08.2020 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №63 (2362) от 25.08.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Социальные параметры Беларуси:— среднеевропейский уровень везде, кроме «дабрабыту»

Фото: freepik

Беларусь в области человеческого капитала и социальных параметров – типичная среднеевропейская страна, большинство показателей которой находятся в «золотой середине» европейского континента и не уступают большинству стран Евросоюза. Однако в некоторых аспектах, в основном относящихся к доходам и продолжительности жизни, мы можем конкурировать только с партнерами по СНГ. Межгосударственный статкомитет СНГ на днях выпустил бюллетень «Население и социальные индикаторы стран СНГ и отдельных стран мира 2016–2019». Проанализируем некоторые цифры.

В части населения, его численности, гендерных и возрастных групп, коэффициентов рождаемости и смерт­ности Беларусь – типичный «европеец». Женщин у нас больше, чем мужчин, – 5058,9 против 4349,5, или 1163 женщины на 1000 мужчин, что является самым высоким показателем превалирования женщин в СНГ.

По возрастным параметрам в СНГ самые «старые» страны европейские – Беларусь, Молдова, Украина и Россия, где количество граждан от 0 до 14 лет составляет от 15 до 17% (в Беларуси – 16%), от 15 до 64 лет – от 69 до 73% (в Беларуси – 69%) и людей в возрасте «65+» – от 11 до 16% (в Беларуси – 14%). Для сравнения: в Таджикистане детей от 0 до 14 лет – 34%, в Туркменистане – 37%, а людей в возрасте старше 65 лет – соответственно 3 и 4%. В других центральноазиатских странах СНГ ситуация аналогичная.

А вот в ЕС, наоборот, почти все страны – старше нашей по показателю среднего возраста их жителей (за исключением Ирландии). В них процент детей от 0 до 14 лет варьируется от 13 до 18%, жителей в активном возрасте от 15 до 64 лет – от 63 до 70%, а людей старше 65 лет – от 14 до 21%. Эти данные напрямую коррелируют с показателями продолжительности жизни и с т.н. возрастной пирамидой.

Белорусские мужчины в среднем живут менее 70 лет (69,5), что больше, чем во всех европейских странах СНГ, но меньше, чем в Азербайджане, Армении, Таджикистане и Узбекистане. Что касается женщин, то в Беларуси – самая высокая продолжительность жизни женщин среди всех стран СНГ – 79,4 года. Отметим, что разрыв между средней продолжительностью жизни наших мужчин и женщин по-прежнему велик и составляет без малого 10 лет.

На фоне стран Евросоюза мы выглядим не так благополучно: во всех без исключения странах ЕС мужчины в среднем живут дольше 70 лет, а в Ирландии, Испании, Италии, на Кипре, в Люксембурге, на Мальте, в Нидерландах, Швеции – больше 80 лет. Женщины в ЕС также живут в среднем дольше наших: в абсолютном большинстве стран, за исключением Болгарии, Венгрии, Латвии и Румынии, – более 80 лет. Лидеры здесь – Испания и Италия (соответственно 86,3 и 85,6 лет).

Возрастная пирамида демонстрирует распределение мужчин и женщин по пятилетним возрастным группам, отображая динамику рождаемости и смертности. В странах ЕС она имеет практически идеальный вид сосуда, что отражает тенденцию снижения рождаемости и отсутствие провалов в каких-либо возрастных группах. В странах СНГ, напротив, диаграмма рваная, фиксирующая провал в двух возрастных группах – от 10 до 14 и от 15 до 19 лет (демографическая яма первого десятилетия XXI века), а также уже упомянутое выше радикальное снижение количества мужчин в возрасте после 70 лет.

Накладывая эту возрастную пирамиду на Беларусь, заметим ее пол­ную корреляцию с коэффициентом естественного прироста (–3,5 на 1000 жителей), который у нас – самый плохой в СНГ после Украины (–6,6). В ЕС ситуация похожая. Там в целом число умерших также превалирует в последние годы над числом родившихся. Только Ирландия, Кипр и Люксембург показывают стойкую положительную динамику естест­венного прироста, а хуже, чем в Беларуси, дела обстоят в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Латвии, Литве, Румынии и Хорватии.

Социальные индикаторы Беларуси выглядят внешне весьма благополучно в сравнении как со странам СНГ, так и со странами EU-28.

Уровень занятости у нас – самый высокий в СНГ (75,1%). Для сравнения: в Молдове – 46,8%, в Армении – 51, 2%. Да и со странами Европейского союза Беларусь впол­не выдерживает конкуренцию в этой сфере. Более высокий процент занятости только в Великобритании (75,2 %), Германии (76,7%), Нидерландах (78,2%), Швеции (77,1%) и Эстонии (75,3%), идентичный нашему – в Чехии.

Уровень безработицы в Беларуси – наиболее низкий из стран СНГ (4,1% от численности экономически активного населения в возрасте 15–64 года). И опять-таки мы не проигрываем по этому показателю большинству стран Европейского союза. Ниже белорусского уровень безработицы в Великобритании (3,8%), Венгрии (3,5%), Германии (3,2%), на Мальте (3,5%), в Нидерландах (3,4%), Польше (3,3%), Румынии (4,0%) и Чехии (2,1%). В остальных странах ЕС уровень безработицы выше нашего.

Если смотреть уже, на уровень безработицы среди молодежи, то ситуация выглядит иначе. В Беларуси этот показатель составляет 10,2% от экономически активного населения в возрасте 15-64 года. В Украине – 15,4%, в России – 15,5%, в Армении – огромные 31,9%. Однако, на­пример, в Казахстане эти цифры втрое ниже наших (3,6%) за счет работы госпрограмм «Труд», «Молодой специалист» и «Молодой предприниматель», в рамках которых молодых людей обучают специальности на предприятиях и выдают гранты на реализацию бизнес-идей.

В части оплаты труда мы, увы, не в общеевропейском тренде. Во-первых, в Беларуси по-прежнему фиксируется существенный гендерный разрыв в оплате труда. Среднее значение заработной платы мужчин выше, чем женщин, на 27%. Этот разрыв даже выше, чем в Украине (22%) и Молдове (14%). В странах ЕС этот разрыв варьируется от 3,5% в Румынии до 22% в Эстонии. В большинстве стран союза разница в уровне зарплат мужчин и женщин не превышает 15%.

По индексу потребительских цен Беларусь весьма далека от стран Евросоюза. Он составляет 7%. Среди стран СНГ медленнее растут цены в Украине, Кыргызстане, Рос­сии, Азербайджане и Армении. Быст­рее – в Казахстане, Молдове, Тад­жикистане и Узбекистане. В большинстве стран ЕС цены растут незначительно – от 0 до 4%, а в Греции цены даже снижаются.

И, конечно, показатель расходов на продукты питания и безалкогольные напитки. Здесь мы тоже проигрываем странам ЕС, притом что в Словакии, Румынии, Венгрии, Болгарии и Польше цены на продукты питания растут быстрее, чем у нас. 36% потребительских расходов белорусов уходят на еду. В Молдове – столько же, в России – ровно 30%. Во всех остальных странах СНГ на еду люди тратят больше – от почти 40% в Армении до 52,5% в Таджикистане. Но в странах Евросоюза этот показатель значительно меньше нашего: от 8% в Люксембурге до 32,5% в Румынии. Только в Болгарии он такой же, как у нас.

Зато в части расходов бюджета на здравоохранение (4,1%), образование (4,9%), численности студентов (41 на 1000 человек населения), уровне доступа к воде высокого качества (99% населения) Беларусь находится на высоких позициях в СНГ и на среднеевропейском уровне. А по числу больничных коек (84 на 1000 человек населения) мы не только впереди всех в СНГ, но и в Европе.

Справка «ЭГ»

Межгосударственный статистический комитет СНГ образован в 1992 году во исполнение решения глав правительств государств – участников СНГ от 30 декабря 1991 г., участвует в работе Статистической комиссии ООН, Конференции европейских статистиков ЕЭК ООН и ее Бюро, Комитета по статистике ЭСКАТО.

Источники данных: по странам СНГ – официальные данные национальных статистических служб государств – участников СНГ. По другим странам мира – Eurostat; Отдел статистики ООН; Всемирный банк; Международная организация труда; Организация экономического сотрудничества и развития; Всемирная организация здравоохранения и др.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by