Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сможет ли Беларусь заработать на криптовалютах

Развитие рынка криптовалют в Беларуси может обеспечить поступление в страну значительных средств в обычных валютах, хотя речь в ближайшие годы идет не о миллиардах USD, а о миллионах, в лучшем случае о десятках миллионов. Но риски потерять валюту весьма велики.

Настоящий ажиотаж охватил Беларусь после принятия Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8), в соответствии с которым в нашей стране легализуется деятельность с криптовалютами. Все принялись искать способы заработать на новом рынке. Нацбанк засыпали запросами с просьбами разъяснить положения Декрета № 8, в связи с чем 12 января он сообщил, что всего лишь регулирует банковскую сферу и следит за соблюдением законности при осуществлении операций в бан­ковской системе. А вопросы организации самого рынка решает Совмин и Администрация Парка высоких технологий (ПВТ).

Администрация ПВТ 18 ян­варя дала первое разъяснение, обратив внимание на два момента. На то, что этот документ вступает в силу с 28.03.2018 г., и то, что разрешенными Декретом № 8 видами деятельности на рынке криптовалют смогут заниматься только субъекты хозяйствования – резиденты ПВТ.

Но о майнинге – добыче (производстве) криптовалют физическими лицами – в до­кументе ничего не говорилось. И лишь 19 января Администрация ПВТ сообщила, что физические лица с 28.03.2018 г. получат право на законных основаниях заниматься майнингом. До этой даты данная деятельность находится вне правового поля.

Оказалось, что проблему майнинга изучают не только простые граждане страны, но и Национальная академия наук (НАН). Майнинг требует значительных затрат электроэнергии, и НАН прорабатывает поступившее в высокие инстанции предложение об использовании электроэнергии БелАЭС в этих целях.

Но на майнинге свет клином не сошелся – заработать в Беларуси можно будет и покупкой/продажей уже существующих криптовалют, оказанием услуг по обмену криптовалют между собой и на обычные валюты, а также со­зданием собственных криптовалют, т.е. размещением токенов.

Спекуляции криптовалютами: это МММ

Покупка криптовалюты – самый простой способ заработка на этом рынке. Приобрести ее несложно, проблема – как выбрать ту, вложения в которую принесут прибыль. Если посмотреть на динамику курса столь популярного на сегодняшний день биткоина, то видно, что можно как хорошо заработать, так и сильно потерять.

Биткоин был создан в 2008 г. японским предпринимателем Сатоши Накамото (существует мнение, что это псевдоним, скрывающий истинного автора или группу разработчиков криптовалюты) и эмитируется с помощью специальных про­грамм, работающих на миллионах компьютеров по всему миру. Эта валюта, как принято считать, первое время использовалась в основном для проведения расчетов контра­бандистами и наркодельцами. Ее популярность рос­ла, и курс увеличивался. Так, в 2016 году курс по отношению к доллару поднялся где-то в 2 раза – примерно до 1 тыс. USD за биткоин. Но в прошлом году рынок «сошел с ума»: в середине декабря курс почти добрался до 20 тыс. USD, после чего, правда, резко упал. Так, 17.01.2018 г. биткоин подешевел на 25%: с 13–13,5 тыс. USD до примерно 10–11 тыс. USD. Причиной этого стала, в частности, информация о намерении властей Южной Кореи ограничить работу криптобирж.

Колебания курса биткоина имеют спекулятивную природу, т.е. вызваны увеличением и падением спроса на него. По сути биткоин – финансовая пирамида, так как доход его владельцам обеспечивают люди, которые покупают «новые» деньги с целью заработать на росте курса. Поэтому биткоин часто сравнивают с известной пирамидой МММ, а эксперты советуют осторожно подходить к вложению в него средств. Можно как заработать, так и все потерять.

Но существует множество других криптовалют, которые еще только набирают вес и могут обеспечить доход. Поэтому те, кто давно работает на этом рынке, продают такие «старые» криптовалюты, как биткоин, и покупают новые. В частности, в декабре 2017 г. сооснователь популярного англоязычного сайта о криптовалюте Bitcoin.com Эмиль Ольденбург сообщил, что продал все свои биткоины, и отметил, что вложения в эту криптовалюту были одними из самых рискованных в его жизни.

Размещение токенов: похоже на привлечение инвестиций

Однако не все криптовалюты похожи на МММ. Параллельно со спекулятивным направлением развивается другое: первичные размещения токенов – ICO (initial coin offering). Новые криптовалюты (токены) иногда выпускаются под реальные инвестиционные проекты и об­мениваются на другие криптовалюты. Сейчас эти два направления сложно разделить, но отличие между ними имеется, и весьма существенное. В июле 2017 г. комиссия по ценным бумагам и биржам США даже признала токены проекта The DAO ценными бумагами.

По данным Autonomous Research, в 2017 году с помощью ICO финтех-стартапам во всем мире удалось привлечь средства в объеме около 4 млрд. USD.

Проекты могут быть самыми разными, в т.ч. и не связанными с высокими технологиями. Например, состоялось успешное размещение токенов Sand Coin в целях поиска средств для разработки песочного карьера в Подмосковье. Организаторам удалось привлечь от вкладчиков со всего мира 4271 эфириума, что на 08.11.2017 г. составляло 75,6 млн. RUB. Если проект окажется успешным, то владельцы токенов Sand Coin смогут заработать и без спекуляций.

Но у данного вида инвестиций есть серьезное препятствие: полученную криптовалюту еще требуется как-то перевести в обычные валюты и вложить в реальный бизнес. Тут могут быть серьезные проблемы, связанные с колебаниями курсов «новых» валют и высокими комиссионными, которые уплачиваются при обмене.

Для подобной деятельности требуется хорошо развитая инфраструктура рынка, а также некоторая поддержка со стороны государственных или хотя бы рыночных структур по конвертации средств, созданию каких-то гарантий соблюдения обязательств, страховке и т.д. Данная проблема пока не решена, хотя финансовые регуляторы пытаются это сделать, в частности, в США.

Майнинг: кроме АЭС необходимо везение

Нельзя обойти стороной и майнинг, которым занимаются многие, в т.ч. и в Беларуси. Для этого нужны только компью­терные мощности и электро­энергия. Но эта деятельность, как и спекуляция криптовалютами, весьма рискованная. Если сегодня майнинг какой-либо криптовалюты является прибыльным, то это не означает, что так будет всегда.

В то же время подобная деятельность в настоящее время приносит доход. Но делать на нее ставку в масштабах государства не стоит. Создавать предприятия для майнинга, рас­считывая, что они обеспечат сбыт электроэнергии БелАЭС, слишком рискованно. Поэтому результат исследования НАН по этому поводу будет, без сомнения, отрицательным. Тем не менее майнинг для БелАЭС – это положительное явление, т.к. увеличивает мировой спрос на элек­троэнергию, а значит, и ее цену.

Согласно оценкам британской компании Power Compare, на майнинг во всем мире уходит больше электроэнергии, чем потребляют Ирландия или Ис­лан­дия. Крупные майнинговые фермы создаются в регионах, где электроэнергия очень дешевая. В частности, стартап HydroMiner использует элетро­энергию, вырабатываемую гид­ро­электростанцией в австрийских Альпах, которая обходится ей всего в 4–6 центов за кВт×ч. Себестоимость энергии БелАЭС намного выше, поэтому наплыва зарубежных компаний в Беларусь ради майнинга не стоит ожидать.

Но полностью исключить это явление нельзя. В Китае, где находится около 80% всех мощностей по производству криптовалют, у майнеров в начале 2018 года возникли проблемы. Народный банк Китая рекомендовал местным властям ряда регионов страны принять меры по постепенному закрытию майнинговых ферм – из-за опасений возникновения дефицита электроэнергии. В связи с этим о готовности разместить добычу криптовалют на своей территории объявили в Канаде, где для этих целей предлагается выделить территорию в Квебеке со срав­нительно низкими ценами на электроэнергию. Возможность привлечения майнеров из-за рубежа обсуждается и в России, где идет активная работа над законом о криптовалютах.

Поэтому Беларусь в качестве территории для майнинга вы­глядит неконкурентоспособной, несмотря на БелАЭС. Однако некоторые зарубежные компании могут попробовать заниматься этим и у нас в целях диверсификации своей деятельности.

Пожалуй, меньше всего рис­куют потерять средства и заработать на криптовалютах по­средники. Они получают весьма значительные комиссионные (по сравнению с традиционными). Но сумма этих комиссионных в целом вряд ли будет существенной, т.к. посредников в мире хватает.

Прогноз: инвестиции перспективны, спекуляции – опасны

Сделанный анализ способов заработка на рынке криптовалют позволяет примерно оценить возможный доход нашей страны от нового рынка.

Что касается спекуляций на рынке существующих криптовалют, то тут Беларусь, возможно, уже несколько опоздала. Как и в случае традиционных финансовых пирамид, там зарабатывает деньги в основном тот, кто приходит первым. Поэтому рассчитывать на выпуск белорусскими компаниями крип­товалют, которые смогут повторить успех биткоина, не стоит. В лучшем случае счет будет идти на миллионы и десятки миллионов долларов, но не на миллиарды.

Майнеры могут заработать, но могут и проиграть. Пока на рынке бум, они получают прибыль, но если наступит спад, то могут оказаться в минусе, с учетом того, что закупают оборудование за рубежом.

Правда, по оценке главы белорусской компании Cryp­tocode Александра Лоз­бера, жители Беларуси уже имеют криптовалют примерно на 1 млрд. USD. Но это деньги в криптовалютах. Владельцы таких сбережений, как правило, не спешат их переводить в обыч­ные валюты и тратят только то, что необходимо им самим на потребление, предпочитая ос­тавшиеся средства вкладывать на этом же рынке. То есть из криптовалютных миллиардов экономика получит лишь миллионы.

Перспективным кажется раз­мещение токенов не в целях создания новых финансовых пирамид, а для осуществления реальных проектов – как для организации расчетов, так и в сфере инвестиций. Но для этого нужны серьезные организационные и законодательные усилия по созданию необходимых условий. Поэтому пока говорить об этом рано. Многое зависит от белорусских финансовых регуляторов, которые явно не рвутся организовывать этот рынок. Но, по-видимому, за этим будущее.

Таким образом, возможности заработать обычную валюту на рынках криптовалют имеются, но они сравнительно невелики, хорошо, если удастся получить не­сколько десятков миллионов долларов в год в ближайшие пару лет. Но, повторим, все это очень рискованно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений