Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
МЭО
02.05.2025 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сложно ли будет ушедшим компаниям вернуться в Россию

Фото: freepik.com

В Совете Федерации разрабатывают рекомендации по критериям возвращения иностранных компаний на рынок России. Затем этот документ поступит в правительство РФ. В свою очередь Минфин уже подготовил проект с перечнем требований к таким организациям. Судя по высказываниям депутатов и чиновников высокого ранга, вернуться позволят далеко не всем.

Речь идет о компаниях, ушедших с российского рынка после начала специальной военной операции в Украине и введения западных санкций. Некоторые из них на фоне наметившегося улучшения отношений Москвы и Вашингтона начали прощупывать почву для возобновления работы в РФ.

Еще более актуальной эта тема стала после того, как о возвращении официально сообщила итальянская Ariston. 26 марта 2025 года Владимир Путин своим указом отменил решение о передаче «Аристон Термо Русь» во временное управление АО «Газпром бытовые системы». Ariston Group объявила, что намерена действовать при строгом соблюдении действующих санкционных ограничений.

Разработать процедуру возвращения в страну западных брендов Владимир Путин поручил правительству еще в марте. На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей он отметил, что в данном случае интересы отечественных компаний должны быть в приоритете.

Какие требования предъявят потенциальным возвращенцам?

Анализ высказываний официальных лиц и публикаций в российских СМИ показывает, что не смогут претендовать на возвращение организации, замеченные в финансировании украинской армии.

Представители Минфина заявили, что возврат иностранных брендов из недружественных стран должен происходить на рыночных условиях, при этом необходимы меры по защите отечественного бизнеса, включая малый и средний.

Чтобы транснациональные компании «не задавили» местных производителей, занявших освободившиеся ниши, рассматривается возможность введения для западных организаций квоты, которая не должна превышать 40% на российском рынке.

К таким компаниям предъявят еще ряд требований. Прежде всего они должны получить положительное заключение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями.

Обсуждаются такие условия, как передача технологий, организация в России центров научных разработок, КPI по уровню инвестиций в исследования и разработки. В тех случаях, когда россияне выкупили активы ушедших компаний, возможно, будет рекомендовано создать совместные предприятия с участием новых акционеров.

Сложно будет вернуться тем, кто выпускает продукцию, находящуюся в списке приоритетных с точки зрения импортозамещения.

Также в числе условий – отсутствие долгов по зарплатам, налогам и другим платежам на момент ухода из РФ.

В любом случае возвращение не будет дешевым, напоминают эксперты. Покупка своих же активов, проданных недавно по бросовой цене, сейчас влетит в копеечку.

Кроме того, в Госдуме обсуждают введение налога в 35% на прибыль компаний, покинувших Россию по «внешнеполитическим» причинам.

Кто стучится в дверь?

Руководители отраслевых ассоциаций и бизнес-союзов сообщают, что в частном порядке ведутся переговоры с рядом популярных производителей одежды и предприятий сферы общепита. По оценкам, в 2025 году в РФ могут вернуться более 350 иностранных брендов.

Однако несмотря на то, что российский рынок остается весьма перспективным и привлекательным, некоторые специалисты считают такие ожидания преждевременными.

Так, СМИ сообщили, что ряд зарубежных организаций обратились в Роспанент за регистрацией своих брендов в РФ. В их числе называют французскую Chanel, швейцарский Rolex, McDonald’s, Coca-Cola, Microsoft, Procter & Gamble, Merсedes...

Но это не значит, что все они решили вернуться в Россию, отмечают эксперты. Например, McDonald’s заявил, что не собирается возобновлять там работу. А регистрация бренда связана с защитой интеллектуальной собственности. Возможно, и другие иностранные компании действуют аналогично.

Связано это с тем, что все серьезные игроки на рынке очень тщательно взвешивают риски. Пока не сообщила о желании вернуться ни одна заметная зарубежная IT-компания.

И самое сложное – восстановление системы международных расчетов. Есть информация, что Минфин США готовит список из 20 российских банков, которые вновь подключат к системе международных расчетов SWIFT. Однако полномасштабному возвращению западных банков препятствует множество барьеров, связанных прежде всего со снятием санкций.

***

Согласно итогам соцопроса, возвращение западных брендов, покинувших РФ с 2022 года, поддерживают 46,2% россиян. 27,2% выступают против допуска на российский рынок компаний из недружественных стран, так как это может навредить отечественному бизнесу.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by