Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Слово о «Дзеяслове»

Не так давно вышел в свет 90-й номер литературно-художественного жур­нала «Дзеяслоў», которым он отметил свой 15-летний юбилей. Для любителей современной белорусской прозы, поэзии, литературной критики, вообще родной культуры и искусства – это знаменательное событие. С создателем и главным редактором журнала, писателем Борисом Петровичем (САЧЕНКО) побеседовал наш корреспондент.

Борис Петрович, «дзеяслоў» по-русски означает «глагол». Звучит красиво и наводит на мысль о желании «глаголом жечь сердца людей»...

– Когда рождается что-то новое, придумать ему название всегда непросто. Пришлось перебрать десятки разных «красивых» белорусских слов, полазить по энциклопедиям и словарям. Зацепились за «дзеяслоў» не из желания жечь. Есть в нем какая-то «изюминка». Тут и «действие», и «слово», и «где я» в «слове».

Правда, после выхода первого номера было несколько критических высказываний. Мол, это же не языковедческий журнал, а литературный. Но мы ответили, что пройдет время и «дзея­слоў» будет восприниматься не просто как часть речи, а часть литературы. Ведь наш старейший литературный журнал «Полымя» никто не расценивает как издание для пожарных.

На страницах журнала публикуются литературные произведения только на белорусском языке, в подлиннике, без купюр и предварительной цензуры. Это принципиальная позиция?

– Наш журнал создавался в 2002 г. как реакция на действия государства, решившего объединить в холдинг все литературные издания, принадлежавшие тогда единому Союзу белорусских писателей, и передать их под непосредственное управление Мининформации. Тогда и возникла идея, чтобы на месте контролируемых изданий появились новые, независимые.

К сожалению, удалось создать только один журнал. В «Слове от редакции» в первом номере «Дзеяслова» говорилось, что редакция не будет делить писателей на «своих» и «чужих», что она будет печатать все самое лучшее из современной белорусской литературы, и главным критерием будет только качество текста. Этого принципа мы твердо придерживаемся вот уже 15 лет. Ну а поскольку в управляемых Мининформации изданиях сразу появились ограничения на печатание текстов конкретных авторов, то, конечно, мы дали возможность опубликоваться таким писателям и поэтам, как вы говорите, «без купюр»...

Когда-то известный русский писатель Андрей Платонов сказал: «Без меня народ неполный». Перефразируя его, можно сказать, что без произведений Быкова, Брыля, Гилевича, Бородулина, Буравкина, которые в свои последние годы печатались только в «Дзеяслове», а также без наших современников Некляева, Орлова, Дранько-Майсюка и многих других белорусская литература тоже неполная.

Журнал удалось создать только один. Но он обзавелся рядом смелых и объемных проектов.

– Их не так уж и много. Приблизительно через год после открытия мы учредили премию журнала «Залаты апостраф». Это был период, когда в Беларуси вдруг «исчезли» все литературные премии. Перестали присуждаться государственные премии по литературе, «отказались» от своих премий все другие журналы, и наша премия оказалась практически единственной в стране.

«Залаты апостраф» присуждается за лучшие публикации по трем номинациям: за лучшую прозу, лучшую поэзию и лучший дебют. За прошедшее время лауреатами стали более сорока авторов. Кстати, первую премию в 2003 г. получил Василь Быков (проза). Лауреатом нашей премии можно стать только один раз в одной номинации. За это время лишь Владимир Некляев и Виталь Рыжков получили премию дважды…

Еще через несколько лет мы решили издавать библиотечку журнала. Уже вышло более 20 книг. Среди авторов Василь Быков, Нил Гилевич, Людмила Рублевская, Сергей Дубовец, Леонид Дранько-Майсюк, Галина Дубенецкая, Валентина Аксак, а также молодые авторы, которым сегодня издать свои первые книги непросто.

Нескромный вопрос: на какие средства живет «Дзеяслоў»?

– Начинали с того, что вкладывали свои деньги в первый номер журнала. Его удалось продать за два месяца и не только окупить затраты, но и заработать на новый номер.

То было время, когда печатные издания пользовались спросом, и с горем пополам можно было выживать за счет продаж. Но сегодня, чтобы издавать такой журнал и выходить хотя бы «в ноль», приходится экономить на всем. В первую очередь, можно сказать, на себе. Если, к примеру, в подобном журнале «Полымя», откуда я ушел в 2002 г., тогда работало 14 человек, то «Дзея­слоў» делают только трое. Занимаемся всем: от набора текста до распространения.

К сожалению, наш журнал практически не выписывают библиотеки – не хотят иметь лишних проблем. Если честно, не знаю, сколько еще удастся продержаться: год, два или больше. Но все идет к тому, что без помощи государства или меценатов такие издания выжить не смогут. Впрочем, это мировая тенденция. В Европе практически не осталось периодических литературных журналов. Под напором Интернета они пали первыми.

Поэтому, оглядываясь на пройденное, мне кажется весьма удивительным, что мы в наших условиях смогли продержаться целых 15 лет и напечатать 90 номеров, создав тем самым своеобразную антологию современной бело­русской литературы. И это без лишней скромности – маленький подвиг.

Что мы прочитаем на страницах «Дзеяслова» в ближайших номерах?

– В так называемом редакционном портфеле лежат новые произведения Виктора Казько, Анатоля Вертинского, Василя Зуенка, Владимира Орлова, Владимира Некляева, Людмилы Рублевской… В журнале мы печатаем не только собственно прозу и поэзию, но и пьесы, эссеистику, критику, литературоведческие статьи, материалы по истории Беларуси, о театре, кино, музыке, изобразительном искусстве, переводы на белорусский язык современной зарубежной литературы и классики. И обязательно в каждом номере есть стихи или проза дебютантов. Начинающие авторы – будущее нашей литературы. Им надо помогать «вставать на крыло».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений