Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
ВЭД
23.04.2019 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №30 (2231) от 23.04.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Слежение за транзитом – суть и нюансы нового проекта таможни

Проводится внутриреспубликанский пилотный проект системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб). В чем его суть и какие здесь есть нюансы, разбирался корреспондент «ЭГ».

С 25 февраля 2019 г. в Беларуси стартовал внутриреспубликанский пилотный проект по применению системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб).

На данном этапе эксперимент проходит в пункте пропуска «Новая Гута». До недавнего времени эксперимент проходил в пунктах пропуска «Козловичи», «Брузги», «Григоровщина» и «Каменный Лог».

Целью пилотного проекта системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб) является отработка механизмов взаимодействия между таможенными органами РБ, участвующими в пилотном проекте, и ОДО «Белнефтегаз» – национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб).

Суть данного эксперимента заключается в контроле за товарами, перемещаемыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по территории Беларуси, а также мониторинге местонахождения транспортного средства. В эксперименте участвует Государственный таможенный комитет, ОДО «Бел­нефтегаз» и отдельные белорусские перевозчики. Проект проводится при автомобильных перевозках товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения в Беларуси.

 

Порядок декларирования

При проведении пилотного проекта транзитная декларация может быть подана декларантом таможенной процедуры таможенного транзита как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

На транспортном средстве устанавливается магнитное электронное пломбировочное устройство, с помощью которого осуществляется отслеживание перемещения этого автомобиля с использованием си­стемы GPS/GPRS. По мнению ГТК, такая система повышает уровень обеспечения контроля и доставки товаров, позволяя своевременно выявить незаконное вскрытие транспортного средства, нарушение целостности троса электронной пломбы, уход с маршрута, а также несанкционированный доступ к грузу.

 

Готовиться к новым штрафам?

Аналогичный эксперимент был организован ФТС России в сентябре 2018 года в рамках единой системы мониторинга транзитных автоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на базе технологий ГЛОНАСС. Эксперимент также предусматривал наложение на безвозмездной и бесплатной основе навигационных пломб на транспортные средства российских и зарубежных перевозчиков на пяти маршрутах от казахстанских до российских таможенных постов.

На сегодняшний день правительством РФ вносятся поправки в проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение правил транзитных международных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию РФ».

Так, согласно п. 4 ст. 11.14 КоАП РФ за осуществление транзитной международной автомобильной перевозки грузов через территорию России с нарушением установленного порядка электронных идентификаторов (навигационных пломб) будет предусмотрен административный штраф:

на водителя транспортного средства – в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч российских рублей с конфискацией грузов;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч российских рублей с конфискацией грузов;

на юридических лиц от миллиона до полутора миллионов российских рублей с конфискацией грузов.

 

А есть ли польза?

По мнению белорусских перевозчиков, такого рода эксперименты дадут возможность ФТС России и ГТК Республики Беларусь лишь отработать процедуру сбора, обработки, хранения и передачи в автоматическом режиме данных о сохранности груза и маршруте движения транспортных средств, возможности реагирования на внештатные ситуации.

В то же время, поскольку пломбы в рамках эксперимента будут налагаться на бесплатной (безвозмездной) основе, это не позволит определить, какие затраты понесут перевозчики при внедрении системы для всех без исключения товаров, перемещаемых по таможенной процедуре таможенного транзита по территории стран – участниц ЕАЭС.

Хотелось бы отметить, что основанная на использовании навигационных пломб единая система ЕАЭС по перемещению товаров по таможенной процедуре транзита дол­жна отвечать интересам бизнеса и предусматривать упрощение работы перевозчиков.

Следует напомнить, Коллегией Евразийской экономической комиссии были подготовлены рекомендации (от 25.12.2018 № 30), направленные на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства – члена ЕАЭС через территории других государств-членов. При этом государствам – членам ЕАЭС в качестве меры, направленной на создание благоприятных условий для развития и эффективного использования транзитного потенциала государств-членов, было рекомендовано проводить анализ и внедрение наилучших международных практик в целях использования географических преимуществ Союза при реализации транспортно-экономических связей между Европой и Азией.

Насколько применение таможенными органами системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб) повлияло на создание благоприятных условий для развития и эффективного использования транзитного потенциала государств-членов, покажет время.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений