Сколько капитала контролируют женщины-инвесторы

До международного женского дня еще далеко. Однако зимний период хорош для философского осмысления насущных вопросов, среди которых не последним является роль женского начала в управлении сложными экономическими системами. На интересную тему наталкивает исследование гендерных различий при принятии стратегических решений в экономике, проведенное экспертами McKinsey.
Треть активов – под управлением прекрасного пола
В Западной Европе женщины-инвесторы в настоящее время контролируют примерно треть всего объема активов под управлением стоимостью 4,6 трлн EUR.
Ожидается, что эта доля увеличится в течение следующих нескольких лет. Одна из причин – растущее число замужних женщин, берущих на себя ответственность за принятие финансовых решений в домохозяйствах. Активы женщин будут расти примерно на 8,1% в год вплоть до 2030 г., в то время как активы мужчин гораздо медленнее (на 2,7%). Ожидается, что к 2030 г. доля инвестиций со стороны женщин достигнет 45% от объема управляемых активов и составит 10 трлн EUR.
Из общего объема активов 3,6 трлн EUR (78%) принадлежат женщинам, состоящим в браке или в партнерстве, принимающим финансовые решения в своей семье. Оставшиеся 22% приходятся на долю одиноких и разведенных женщин.
Чуть более половины состоящих в отношениях женщин пользуются тем же банком, что и их партнер (54% по сравнению с 57% мужчин). Похожим образом (61% женщин и 64% мужчин) делят финансового консультанта. На вопрос, поменяют ли они свой банк или консультанта при расставании с партнером, 40% женщин ответили утвердительно (мужчины – 29%). Отсюда вывод для банковских структур: значительная часть активов женщин, находящихся под управлением, может оказаться под угрозой в случае разрыва отношений с партнером. Если, конечно, финансовые учреждения и консультанты не предпримут шагов по улучшению своих предложений для женщин.
Риск – не всегда благородное дело
Не рисковать при распределении активов предпочитают 42% женщин-инвесторов (34% мужчин). Среди женщин 58% заявили, что принимают все инвестиционные решения в семье или большую их часть (против 73% мужчин). 1/3 женщин делят эти решения поровну с кем-то еще в своей семье, в то время как на такие действия согласны 1/4 мужчин. В целом женщины-инвесторы испытывают больший, чем мужчины, дискомфорт при принятии финансовых решений (18% против 9%), реже вносят изменения в инвестиционный портфель (36% против 45%). Однако их преимуществом является готовность чаще вносить коррективы, если консультант предлагает новые инвестиции (32% против 24%).
Сравнивая уровни среднего дохода и объемов инвестиций у женщин и мужчин, эксперты отметили положение дел не в пользу первых, назвав такое явление «инвестиционным разрывом». Средние портфели женщин на 32% состоят из акций и столько же – из инвестиций с фиксированным доходом (соответственно 45% и 24% у мужчин), что приводит к меньшей (5%) доходности у женщин, чем у мужчин (6%). В результате годовой разрыв в доходах может составлять от 5 до 10 тыс. EUR.
Что рекомендуют эксперты
Эксперты прагматично полагают, что гендерные различия создают новый экономический ландшафт. Поэтому управляющим активами и банками впору задуматься об адекватном понимании набирающего силу тренда и прислушаться к соответствующим рекомендациям.
Во-первых, важно предложить женщинам индивидуальную поддержку в целях балансирования рисков и вознаграждений в их инвестиционных портфелях.
Во-вторых, для привлечения и удержания женщин-инвесторов компании по управлению активами – предоставлять отвечающие потребностям женщин индивидуальные консультационные услуги и финансовое образование.
В-третьих, так трансформировать ценностную составляющую инвестиций, чтобы лучше удовлетворять потребностям различных сегментов женщин-клиентов: предпринимателей, специалистов, одиноких, замужних, с детьми, разведенных, вдовствующих, пенсионеров.
В-четвертых, так проектировать цифровые платформы, чтобы их контент учитывал запросы женщин-инвесторов.
В-пятых, проводить для женщин регулярные сетевые мероприятия, направленные на поддержку их финансового образования, с привлечением профессиональных ассоциаций, руководителей предприятий и демонстрируя успешные модели ведения бизнеса.
Справка «ЭГ»: McKinsey – американская многонациональная консалтинговая фирма, занимающаяся вопросами стратегии, управления и финансовых операций. Предлагает профессиональные услуги корпорациям, правительствам и другим заинтересованным организациям. Основана в 1926 г. Джеймсом О. МакКинзи.